Общим российским трендом, точнее, лейтмотивом для всех появляющихся и сменяющих друг друга трендов, является взросление потребителя, положительная динамика его компетентности. Этот процесс наблюдается последние 30 лет, в течение которых отечественная экономика пробует с переменных успехом встать на рельсы рыночного развития.
Массовый советский потребитель жил в условиях крайней скудости и шаблонности предложения товаров и услуг. Он был практически ничем не избалован, кроме редкой удачи «отхватить» импорт, когда везло. Он был непритязателен и чаще обращал внимание на цену, чем на качество. Отношение его к качеству было двояко: либо он почти религиозно верил в качество отечественной продукции, либо просто не обращал на него никакого внимания по принципу «бери, что дают». Потребительская активность четко коррелировала с такими факторами, как дефицит, сезонные изменения цен, денежные реформы.
Потребитель же постсоветский начал эволюционировать, когда шагнул на путь от пустых прилавков – к сомнительным кооперативам, а от них – к бойкому ритейлу масс-маркета и фирменных бутиков. Среди критериев его выбора помимо цены, качества и моды стали утверждаться экологичность, социальный статус и культурный символизм. Все это так или иначе отражалось как в ценностях брендов, так и в динамике их предпочтения или отрицания.
Вопрос определения и оценки потребительских трендов в В2С является дискуссионным, поскольку дело здесь не только в эмпирических цифрах, но и в семантике ценностей, и в аксиологии символов, и в психологии поведения. Поэтому попробуем наше рассуждение об актуальных потребительских трендах передать не столько языком сухой статистики, сколько языком сочных смыслов.
Итак, среди наиболее массовых и характерных для нынешнего времени потребительских трендов в рознице, на наш взгляд, можно назвать:
- технологичность (люди хотят покупать умные вещи и окружать себя ими, поэтому активно – сравнительно с недавним прошлым – растет потребление в сегменте Интернета вещей и дополненной реальности);
- нью-медиа вместо рекламы (важным фактором в принятии решения о покупке становятся отзывы других покупателей, а не маркетинг брендов);
- новый опыт (приобретение нового опыта как ценность выходит на все более высокие позиции в ценностном рейтинге);
- экологичность (экономия ресурсов, экологичные товары и услуги, культ здорового образа жизни и заботы об окружающей среде);
- хайп (информационные взрывы – как самый эффективный драйвер рекламы).
Попробуем разобраться с ними по отдельности, уделив каждому достаточно внимания, разыскав и вскрыв его психологическую подоплеку.
1. Технологичность
На самом поверхностном уровне розничного потребления технологичность проявляет себя в концепциях «вся жизнь на дисплее» и «умных вещей». Все больше людей – даже без особой на то надобности, скажем, профессиональной, - окружают себя гаджетами, сложными электронными устройствами, аппаратурой с избыточными для бытового функционала опциями. Все больше людей желают свободно развираться в технике и технологиях, которые позволяют им чувствовать себя современно и «продвинуто». Однако технологичность – это не только мода, но и настоятельная необходимость, которую повлекла за собой коммуникативная цифровая трансформация. Огромная доля общения, особенно, делового, профессионального, ушла в Интернет. Осуществляемое на удаленном доступе, оно стало более доступным и экономичным.
По мере своего развития Интернет превратился в гигантский источник информации, представляющий впечатляющую свободу выбора. Для потребителей он сделался не только платформой обсуждения качества товаров и услуг, но и своеобразными «охотугодьями»: через Интернет покупатель теперь мониторит промокоды, акции, секретные распродажи, дисконтные акции. Для этого прекрасно подходят не только специальные сервисные приложения, но и социальные сети. Также представляют широчайшие возможности обсуждения, создания голосований, рейтингов, школ обучения выбору и т.д.
Другим важным аспектом технологичности стала технологизация торговли, суть которой удачно передается в выражении «магазин идет к своему клиенту». Что имеется в виду? Интернет-торговля появилась не вчера, тренд в том, что сегодня она еще больше ускорилась и упростилась. Мобильные интернет-сервисы должны уметь работать в пределах одного клика. Не только ассортиментная, но и технологическая конкуренция между площадками настолько усилилась, а потребитель настолько пресытился новыми возможностями, что, встречая чуть более сложный интерфейс, он посчитает его «замороченным» и уйдет с сервиса. Уйдет туда, где выбрать и купить будет проще.
Здесь же мы видим рост популярности сервисов доставки, курьерских служб, магазины шаговой доступности, обслуживания на дому. На данный момент объем рынка электронной коммерции в России составляет 1,3% от ВВП ($30,6 млрд.), то превышает аналогичные показатели у наших партнеров по БРИКС – Индии и Бразилии. «Рост российского рынка электронной коммерции в 2019 году составил 23%. Это сравнимо с ростом в Малайзии и выше, чем, например, в Канаде».
Технологичность – это также и система ресурсов, позволяющие сокращать время отклика на клиентские запросы до нескольких минут. Именно к таким скоростям уже привыкли миллениалы и Z-ты.
2. Нью-медиа вместо рекламы
Цифровизация в целом делает потребителя более свободным и независимым. В частности, это проявляется в том, что вместо традиционной рекламы и маркетинга брендов потребитель полагается на себе подобного. Важным фактором в принятии решения о приобретении того или иного блага на рынке являются отзывы в Интернете, обмен опытом между потребителями, специализированные сервисы, форумы, группы в социальных сетях и мессенджерах. Покупатели сами становятся экспертами и в этом их поддерживают масс-медиа – как традиционная пресса, так – в большей степени – нью-медиа. Используя их, покупатели прокачивают свою осведомленность о рыночном предложении и профессионализм в их выборе и использовании. Это тянет за собой и такой аспект тренда потребительской независимости, как кастомизация, или персонализация товара, либо услуги под индивидуальный запрос.
Самостоятельная потребительская позиция, вооруженная информационно-коммуникативными ресурсами, делает потребление в большей степени ценностно ориентированным: покупатель все больше обращает внимание на социальную ответственность и репутацию производителя и торговца. Одним из критериев выбора все чаще становится уровень доверия брендам. И речь здесь идет не только о качестве. Так, например, памятен случай, когда несколько лет назад в магазинах торговой сети «Магнит» в Санкт-Петербурге случился обвал продаж после случая с гибелью пенсионерки, обвиненной администрацией одного из магазинов этой розничной сети в краже плавленого сырка. А в прошлом году многие покупатели мясных изделий бойкотировали бренд «Мираторг» после того, как его собственник высказался в поддержку уничтожения так называемой санкционной продукции. Как правило, такие стихийные народные акции стартуют в Интернете, получают там масштабную поддержку и яркое оформление и выходят в офлайн.
Вместе с тем, благодаря цифровизации и сами производители, и ритейлеры накапливают и анализируют все большую информацию о покупателях, прогнозируют, моделируют и программируют их поведение в целях сбыта своего товара.
3. Новый опыт
Сегодня, в период «общества материального благосостояния», когда проблема товарного дефицита в целом решена (по крайней мере, в развитых странах), существенно перестроилась сфера ценностей и предпочтений людей. На первый план выходят уже не ценности выживания, а ценности осмысленной, насыщенной событиями и впечатлениями жизни. Обычно это описывается в терминах получения нового опыта. Его производство и продажа – дело это весьма искусное, с учетом того, что современного потребителя все сложнее и сложнее бывает чем-либо удивить. Поэтому на сцену вступают игровые формы рыночных коммуникаций и сервиса, создающие события, интерактивы, приключения. В целом этот тренд получил название геймификации (от англ. game – игра).
Именно на получение нового опыта направлена геймификация как в смысле формы – «упаковки» - разнообразных товаров и услуг, так и в смысле самостоятельного предложения индустрии игр – от настольных и клубных до зашитых в маркетинг или управление персоналом. Игры отлично продаются как решения. Более того, спрос на игры растет у кидалтов – представителей психотипа людей, сочетающих взрослую модель поведения с детской.
Реализация товаров и услуг, направленных на получение нового опыта, предполагают обеспечение эмоциональной вовлеченности потребителя. Прежде всего, это значит, что продаются, собственно, эмоции. Например, становится все более популярным дарить на дни рождения, гендерные или семейные праздники не традиционные материальные блага, а новые яркие впечатления. Посещение развивающей игры, участие в квесте, прыжок с парашютом, полет на вертолете, путевку в экзотический тур. Поэтому повышается спрос на услуги компаний и сервисов, предлагающих такие оригинальные решения.
Обеспечение эмоциональной вовлеченности предполагает достаточно лабильную психику потребителей, их желание пробовать что-то новое, развиваться. Предложение, отвечающее подобному запросу должно коррелировать с предпочтениями, вкусами, привычками потребителя.
4. Экологичность
Экологичность потребления развивается в нескольких направлениях:
4.1. Мода на живое
4.2. Мода на локальное
4.3. ЗОЖ
4.4. Animal-friendly (natural-friendly)-экономика
Рассмотрим их подробнее.
4.1. Мода на живое и натуральное
В общественном сознании уже к середине 2000-ных, когда унифицированное предложение из гипермаркета стало приедаться, сформировался ценностный ряд «живое – натуральное – домашнее – полезное – уникальное». С тех пор он только укреплялся и выходил на более высокие позиции среди потребительских приоритетов. Его позиционирование было тесно связано с распространением в обществе экологических идей. Они удачно концентрировались в различных потребительских символах, например, в маркировки продукции как «фермерской». Такие ассоциации с деревней, детством, бабушками и дедушками, советским прошлым делают свое дело, располагая к себе ностальгирующего потребителя.
4.2. Мода на локальное
Объективно мода на локальное, местное, традиционное, «своё» была субъективно связана с отражением в экономике подъема патриотического самосознания, а объективно – с реализацией политики импортозамещения на фоне укрепления брендов регионов. Надежно работала простейшая ассоциация: местное сырье, небольшое производство, мануфактурный подход – повышенное внимание к качеству,
Сказались и последствия государственно-идеологической кампании против стран Запада, кинувшая тень на феномен импорта как таковой: в массовом сознании он уже перестал восприниматься как дефицит и желанный объект обладания. Напротив, в нем стал подчеркиваться момент искусственности, консервации и вредных примесей.
Цифры говорят вот о чем: «многие россияне предпочитают товары местного производства в таких продовольственных категориях, как молоко, йогурт, соки, фрукты и овощи, мясо и морепродукты, детское питание, а также мороженое (68% выбирают российские марки), газированные безалкогольные напитки (48%), шоколад (46%), печенье (61%), вода (61%), готовые завтраки (44%), лапша быстрого приготовления и рис (38%), консервированные овощи и томаты (57%). Кофе и чай 57% россиян предпочитают покупать у международных брендов, 19% — у локальных, почти четверть не смотрят на происхождение бренда-изготовителя. Корм для животных почти половина потребителей приобретают у международного производителя, 20% — у отечественного, а 31% не придают этому значения. Что касается алкоголя, то 41% россиян выбирают глобальные марки, 27% — местные, для 31% данный фактор не играет существенной роли. Покупая чипсы и крекеры, большинство потребителей нашей страны (34%) не обращают внимания на место производства, в то же время голоса между отечественным брендом и глобальным распределились поровну — по 33%».
4.3. Здоровый образ жизни
Сегодня более 80% жителей России называют здоровье важнейшей жизненной ценностью. Доля соотечественников, повышающих уровень заботы о своем самочувствии, неуклонно и поступательно растет: примерно на 1 – 2% в год по таким показателям, как медицинская профилактика, употребление здоровой пищи, регулярные занятия спортом, избавление от вредных привычек. Все больше людей перестает регулярно употреблять алкоголь и курить. Растет общая осведомленность населения о правильном режиме питания, диетах, экопродуктах и натуральных пищевых ингредиентах. Все более распространенной становится мода не вегетарианство и веганство. По существующей статистике, «84% российских потребителей задумываются о ЗОЖ и о переходе на потребление диетических продуктов, об изменении режима питания в сторону натуральных экопродуктов. Для 77% потребителей очень важное значение имеет состав продуктов, натуральность ингредиентов. По данным X5, наблюдается снижение продаж свинины, колбас, растёт количество продаж зелёных салатов и свежей зелени, овощей, охлаждённой птицы…».
Синонимами ЗОЖ стали применимые, в основном, к продуктам питания, словосочетания: «без ГМО», «органическое», «без добавления сахара», «низкокалорийное», «белактозное», «с низким содержанием жира», «безглютеновое» и т.д. Хотя само понятие здорового образа жизни указывает на целую философию и систему потребления, куда помимо питания входит спорт, фитнес и двигательная активность (пеший и вело- туризм, например). Если же вернуться к вопросу питания, то в само понятие здорового питания обычно вкладывают такие аспекты, как:
- натуральность и простота состава как продолжение представлений о полезности «естественной» еды и вреде «искусственной»;
- специальные системы питания: вегетарианство, сыроедение, палеодиета, которые иногда являются продолжением социальных взглядов, этических установок;
- спортивное питание, подсчет КБЖУ (соотношение калорий, белков, жиров и углеводов);
- практикующие низкокалорийные и низкоуглеводные диеты, монодиеты, различные планы питания ради похудения.
Эксперты отмечают, что изменения покупательского поведения на рынке продуктов питания в целом происходят медленно, но за последние годы в России наблюдается устойчивый тренд на снижение потребления «вредных» и увеличение потребления «полезных» продуктов. Вместе с эти растет лояльность к определенным торговым маркам и магазинам здорового питания.
4.4. Animal-friendly (natural-friendly)-экономика
В основе концепции animal-friendly (natural-friendly)-экономики – бережное отношение к окружающей среде и всему живому, ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями людей. Эта идеология начинает набирать очевидную силу с 2018 года. Она коррелирует с популярной концепцией устойчивого развития и, в частности, предполагает отказ от использование пластика для упаковки, одноразовой посуды («84% россиян поддерживают запрет использования одноразового пластика»), а также борьбу с вредом, причиняемым природе практикой агропромышленного животноводства. В рамках этой инициативы возникают новые товарные предложения и развиваются целые рынки. Например, «становятся популярны продукты – альтернатива мясу (глобальный рост 12% в 2018) и молоку (11%)». Так, на рынок зашли два условных заменителя молока – овсяное и гречневое ультрапастеризованные напитки, «которые содержат 2,5% жирности и не имеют в своем составе ингредиентов животного происхождения». Также нельзя игнорировать тот факт, что Nnatural-friendly-экономика активно поощряет производство рециркуляцию сырья и производство товаров из вторичного сырья.
5. Хайп
У английского слова «hype» существует несколько переводов на русский язык и все они имеют так или иначе негативную окраску. Существительное – обман, надувательство, наркоман, беззастенчивая реклама, шприц для введения наркотиков, обработка покупателей. Глагол – облапошивать, обдуривать, крикливо рекламировать, крикливо расхваливать, надувать. Как ни странно, у слова «hype», «хайп» может быть немного или совсем разный смысл в зависимости от того, в какой стране его употребляют.
Как правило, в России слово «хайп» всегда имеет негативные нотки. Даже не то чтобы негативные, но, такие, сленговые, вольно-грубоватые, «пацанские», жаргонные и так далее. Например, человек может носить «хайповый шмот» — то есть выпендрёжную, популярную, крутую одежду. Вообще, слово «хайп» в России чаще всего употребляется в значении именно «крикливой рекламы», яркого обращения на себя или на какие-то свои вещи внимания. Также хайп или хайповая тема — это что-то популярное. Наверное, всё-таки именно это определение номер один. Например, любые мемы, которые в ходу сейчас — хайповые. Как только они устаревают — хайповыми они быть перестают. Любая популярная тема, инфоповод, новость — это хайповая тема. Разумеется, тоже на время её актуальности.
Особенно хорошо механизм хайпа срабатывает в условиях неравновесного рынка, «стагнации доходов и неопределённости будущего, когда высокая доля затрат на продукты в общей структуре потребления будет влиять как на выбор товаров, так и на постоянные манёвры между торговыми сетями».
Первый случай целенаправленного использования хайпа как драйвера PR и маркетинга бренда именно в России связывают со скандальной кампанией Reebok #НиВКакиеРамки. Фактически она стала «адаптацией международной кампании #BeMoreHuman, в которой снялись российские спорстменки и активистки: чемпионка Европы по спортивной борьбе Анжелика Пиляева, боец ММА Юстына Грачык, а также создательница феминистского телеграм-канала «Женская власть» и издания Breaking Mad Залина Маршенкулова. Героинями оригинальной версии кампании #BeMoreHuman наравне с голливудскими звездами, топ-моделями и артистками стали активистки и спортсменки. Слоганы, использованные в рекламных креативах, призывают девушек не тушеваться и не бояться собственной силы». Использованный в кампании рекламный месседж и слоганы были изначально задуманы как социальные, наносящие удар по токсичной маскулинности. Последняя, как известно, является органической частью российского культурного кода и «традиционных ценностей». Преднамеренная социокультурная провокация вызвала в обществе моментальный резонанс и скандал. Общественность разделилась на две группы: одни выступили резкими противниками такого месседжа и его авторов персонально, другие горячо поддержали. Реклама "НиВКакиеРамки" исчезла практически сразу после того, как оказалась заметной, привлекла внимание и наделала много шума. Но дело свое она сделала: продажи бренда повысились, в особенности, среди молодых незамужних женщин. Многие интернет-магазины сообщили о росте продаж в первые дня рекламной компании от 6 до 57%. Характерно, что заказы приходили из городов-миллионников – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани.
В чем секрет успеха? Во-первых, хайп поднят в болезненной зоне нерешенных, застарелых, острых гендерных проблем. Во-вторых, в отличие от среднестатистических женских месседжей этот не был «ванильным». В-третьих, самыми яркими героинями выступили женщины с принципиально «немодельной» внешностью: «героини рассказывают, как борются со стереотипами о “женском предназначении” и учатся не бояться всех сторон своего характера». В-четвертых, бренд решился на что-то действительно смелое и беспрецедентное для России, поэтому данный кейс навсегда останется прямой ассоциацией с первым серьёзным и целенаправленным хайпом в практике отечественного маркетинга.
6. Психологические основы современных потребительских трендов в сегменте В2С
Интересны не только сами потребительские тренды, но и их психологические основы. Это те трансформации, которые произошли как в общественном сознании в целом, так и в ментальности отдельных социальных групп.
Тяга к индивидуальности. Выход из «хрущоб» совка, из КПСС и войлочной обувки «вечная молодость» был неизбежно и выходом из массы, из стадности. Строже говоря, попыткой выхода, поскольку выход еще не завершен (сегодня очевидно обратное движение историко-психологического маятника). Быть собой на волне мейнстрима, или быть собой вопреки ему – это не так уж и важно для индивидуализации как стратегии потребления. Важен эгоцентризм как суперпозиция для оценки прочих ценностей.
Индивидуализм в потреблении – это если не радикальный отказ от шаблона, то создание шаблона собственного. Если не отказ от классики или авангарда в моде, то создание собственных вариаций на основе модных веяний. Главное – это индивидуальный смысл и значимость товара или услуги для человека. Экономика производства товаров и услуг откликнулась на этот тренд кастомайзингом, персонализацией торгового предложения (разумеется, там где это возможно, но и расширяя границы этих возможностей – так появились, например, продуктовые бутики и магазины здорового питания, «Азбука вкуса», «Вкусвилл», «Наша ферма» и т.п.). На этой же волне поднимается спрос на крафт и мануфактуры, которые обеспечивают предпочтение небольших брендов «с изюминкой» массовым, универсализированным.
Еще один немаловажный момент – рост числа потребителей-одиночек. Все больше современников, особенно, жителей мегаполисов, выбирают жизнь без детей (child-free), без семьи, в одиночку (solo). Они предпочитают готовые решения, например, в питании, клининге, уходе за вещами и т.д. Соответственно, растет рынок товаров для них. Например, «рынок готовой еды растёт гораздо быстрее, чем ресторанный».
Самодеятельная «экспертность», логически вытекающая из позиционирования индивидуальности. С появлением Интернета и проникновением его во все сферы жизни, деятельности и отношений, человек стал осведомленнее, чем когда-либо раньше в своей истории. Теперь знают почти «обо всем на свете», и «знают» почти что все. Иллюзия всезнайства стала такой же распространенной, как и подмена понятия «знание» понятием «информированность». В массовом сознании экспертность стала считаться чем-то, чему совсем не обязательно учиться, а, главное, «быть в курсе». В самодеятельной экспертности есть большой минус переоценить собственные силы в принятии избирательных решений. Но есть и очевидные плюсы: критичность мышления, недоверие к рекламе, селективный подход к восприятию входящего информационного потока, стремление к независимости.
Мода на осознанность. На потребительской практике она отразилась прямо: потребление всё больше переходит от стихийного к добровольно само-ограниченному. Понятно, что это стало возможным только в тех условиях, когда решилась проблема товарного и сервисного дефицита. По мере того, как массовый человек (по крайней мере, в больших или относительно развитых населенных пунктах России) видел повышение уровня жизни, а то и принимал участие в его повышении в той или иной мере, росла его самооценка. Этот процесс повышал ответственность человека за свою жизнь и жизнь своих близких в плане предметности потребления.
По мере развития рыночной конкуренции на рынке стали появляться игроки, предлагающие продукты разного качества, что вызвало активизацию подозрительности. Этому способствовала, конечно, и большая, сравнительно с Советским Союзом, информационная открытость в обществе. Людям – чем дальше, тем больше – становилось не все рано, что они приобретают и используют, на что они тратят свои деньги, время и здоровье. Потребительский скепсис перестал быть осуждаем, как в СССР, а плотно вошел в норму покупательского поведения. Теперь, пожалуй, его отсутствие может считаться аномалией.
Важно, что осознанное потребление ведет к его рационализации, которая, фактически, становится новой экономией. Как это выражается на практике продаж: покупатели уже настолько привыкли к различным дисконтным акциям, скидкам, бонусам, подаркам от продавца, что простое включение их в комплекс маркетинга, уже не делает его настолько же эффективно продающим, как еще 5 – 10 лет назад.
Заметным аспектом рационализации являются мании организованности, управляемости и контроля. Во многом они вызваны жизнью в условиях резко меняющегося, нестабильного мира. «Инструментальное поведение», в том числе, и в сфере потребления, придает нашему современнику большую уверенность в себе и своем ближайшем будущем, а контроль и оценка помогают избавлять свой плотный жизненный трафик от ненужных опций.
Кидалтизм. Kid (англ.) – ребенок, adulte – взрослый. Психотип человека, сочетающего взрослую и детскую модели поведения. Кидалты, иными словами, это взрослые, которым нравится чувствовать себя детьми, развлечения для них являются главной ценностью, а ключевым требованием к развлечению становится веселье, легкость и персонализация. Также кидалты специфически относятся к своему возрасту: она не хотят становится его ролевыми заложниками. Напротив, видят даже в зрелом возрастном периоде новые, более широкие возможности быть ребенком.
Среди кидалтов утвердилось другое отношение к удовольствию: его больше не стесняются и не прячут свою тягу к нему. Напротив, оно открыто объявляется главной целью жизни.
Объективно кидалтизм стал возможен благодаря общему увеличению продолжительности жизни людей, более крепкому здоровью в старших возрастных периодах, улучшению качества жизни благодаря развитию систем здравоохранения и социальной защиты. Люди в развитых и ряде развивающихся стран стали больше заботиться о себе и, следовательно, лучше выглядеть и большего хотеть в старшем возрасте. Оказываясь на пенсии, многие не занимают пассивную позицию «дожития», но, наоборот, растет их социальная и личная активность. Они путешествуют, замаются общественной деятельностью, хотя позволять себе многие из того, в чем отказывали, когда имели маленьких детей и работали. Поскольку людей старшей возрастной группы в обществе становится все больше и больше (тенденция общего старения населения), то и рынок товаров и услуг для них растет. Россию это затрагивает пока что ощутимо меньше, чем Японию, Германию, Финляндию или США, но до недавнего времени этот тренд усиливался и у нас.
Активность представителей старшей возрастной категории населения. Наиболее активной категорией потребителей предложения масс-маркета сегодня являются представители возрастной группы 40+: это так называемые «беби-бумеры» и «искэейджеры», если рассуждать о них в терминах концепции поколенческих волн, люди – условно – от 1946 до 1980 годов рождения. Они все еще преимущественно «физикалисты» и «монетаристы» в плане своей трудовой активности и потребительского поведения. Они умеют зарабатывать и любят тратить, предпочитая вполне ощутимые материальные блага, вложения в недвижимость и – по возможности – предметы роскоши. Среди этой группы растет процент обладателей депозитных вкладов, личного автотранспорта и активно путешествующих по России и за ее пределами.
Мобильность и независимость. Постепенно, как поведенческие модели, они начинают конкурировать с оседлостью, «корпоративным и ипотечным рабством». На рынке труда и потребительских рынках это выражает себя, например, в таких тенденциях, как фриланс и дауншифтинг вместо пожизненного найма и стационарной работы «от звонка до звонка». Интересные цифры: «сегодня 38% китайских потребителей больше хотят наслаждаться тем, что есть сейчас, а не быть “ипотечными рабами”. 18% россиян считают себя фрилансерами и этот показатель с 2016 года вырос на 8 процентов». Объем рынка фриланса вырос с $ 33 млн в 2018 году до $ 48 млн в 2020 году, причем большая часть фрилансеров, а именно 33% принадлежат к возрастной группе от 33 до 39 лет.
Именно среди дауншифтеров и фрилансеров преобладает новая модель потребительского поведения – шеринг: аренда вместо покупки, использование без владения.
7. Заключение
В заключение стоит сказать, что общемировые потребительские тренды приходят в Россию всегда с некоторым запозданием. И если Москва и Санкт-Петербург подхватывают их за Европой, Азией и Америкой довольно быстро, то этого нельзя сказать об остальной России. И проблема здесь даже не в том, что она чрезвычайно велика по размерам, а в том, что развитее ее регионов крайне неоднородно. Поэтому они не только отстают от крупнейших мегаполисов страны, но и не всегда перенимают тренды в силу своих социально-экономических и культурных различий с ними.