Найти тему
Наша Психология

Не родись красивой. Как полюбить свое несовершенство

Оглавление

Красота — категория, не терпящая стандартов? Может быть. И тем не менее практически все звезды шоу-бизнеса, равно как и наследные принцессы всякого другого бизнеса, похожи как сестры-близнецы. Хорош или плох введенный ими эталон — вопрос спорный, однако большинство простых смертных, окажись мы волею судьбы в этой компании, почувствуют себя неловко. Почему?

Недавно в офисе одного московского издания, очередного катехизиса гламура, я наблюдала сошествие звезды в журналистско-айтишно-дизайнерские массы. Впечатление, производимое девушкой-телеведущей на окружающих, могло сравниться разве что с падением кометы Галлея, угоди она прямо на теплицу с огурцами соседей по дачному поселку. «Посмотри, какая она, — возбужденно перешептывались коллеги в курилке.— Кожа без единого пятнышка!» — «А зубы!» — «А волосы!» — «А грудь!» «Да ну вас, девки, — подытожила разговор дама со следами былой красоты, в силу возраста и должности выпускающего редактора пользующаяся здесь правами аксакала. — Будь у меня такие деньжищи, я бы ей сто очков вперед дала!»

ВЛАСТЬ СТАНДАРТА

Можно ли быть неотразимой, если вам больше тридцати или же если длина вашего тела не достигает заветных 170 см, а вес превышает вожделенные 50 кг, — ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден. Однако, по данным специалистов (опрос проводился международным маркетинговым агентством ACNielsen), каждая пятая женщина в мире недовольна собой настолько, что хотела бы прибегнуть к услугам пластических хирургов. Причем, как выяснилось, больше всех о радикальных изменениях внешности мечтают россиянки (в желании лечь под нож сошлись более 50% опрошенных). Зачем?

Одним из наиболее распространенных мотивов становится стремление к умозрительному совершенству. В качестве эталона красоты фигурируют, конечно, те самые звезды. Топы самых востребованных процедур, по признанию самих же пигмалионов от скальпеля и силикона, не меняются на протяжении десятилетий и чаще всего формулируются по принципу: «Сделайте мне как у такой-то» (губы как у Анджелины, бедра как у Лопес, коленки как у Кэмерон Диас).

Здесь можно было бы поставить точку, сказав, что стандарты глупого глянца и отупляющего ящика довлеют лишь над неокрепшими умами и единственно верный рецепт успеха — полюбить себя такой, какая вы есть, если бы у успеха были хоть сколько-нибудь толковые рецепты, а принятие своей телесности («любовь к себе») подчинялось бы рассудочной логике…

ГЛАМУРНЫЙ НЕВРОЗ

О том, что положить конец страданиям из-за внешности невозможно одним лишь усилием воли, впервые заговорил французский психолог Пьер Жане. Согласно его теории, «восприятие собственного тела, при всей его субъективности и неотчетливости, сопровождает все наши действия без исключения», и, как вы понимаете, отнюдь не всегда эти действия конструктивны и оправданны. «Все мы испытывали неприятное изумление, увидев себя в двустворчатое зеркало в профиль, — пишет Жане. — Обычно отражение не нравится нам, но не потому, что оно в действительности некрасиво, а просто оттого, что мы к нему не привыкли. В то же время телесная оболочка других людей, при всех достоинствах и недостатках, знакома нам гораздо лучше, чем собственная, а значит, она более привычна и не вызывает протеста и разочарования».

Если сомнения на предмет собственной привлекательности заложены в самой нашей психике, то обращаться с этим можно по-разному. Спокойная реакция здесь прозвучала бы примерно так: «Я никогда не была красавицей, но всегда была чертовски мила». Но это, что называется, в идеале. Другое дело, существует множество мужчин и женщин, чье восприятие собственной внешности закладывает почву для невроза: «Я некрасив и несовершенен, а потому не заслуживаю любви (счастья, денег, прочих благ цивилизации)». Отсюда вывод: или я меняюсь, чтобы «дотянуть» до требуемых стандартов, или соглашаюсь сидеть на обочине жизни, пассивно наблюдая за успехами других…

Во многом невротическое отношение к вопросам красоты и некрасивости закладывают средства массовой информации. Согласно данным британского Центра по исследованию внешности (Centre for Appearance Research), большинство старшеклассников проводят у экрана телевизора 15 тысяч часов в год и за это время успевают просмотреть более 350 тысяч рекламных роликов, подчеркивающих крайнюю значимость стройности и красоты, попутно обесценивая всех тех, кто не вписывается в прокрустово ложе совершенства.

МАГИЯ И ЖИЗНЬ

Напоминать о том, что идеальные внешние данные — необходимое и чуть ли не единственное условие доступа к счастливой жизни, не забывает целая индустрия красоты, рупором которой выступают многие глянцевые издания. «Они формируют гипногенную реальность. Завораживая и соблазняя, она направлена на развитие и поддержание «особой» нечеловеческой телесности, в основе стремления к которой лежит магическое желание власти над миром, — говорит клинический психолог, аналитик, директор Института телесности человека Елена Газарова. — Претендент или претендентка на место в гламурном обществе живет с ощущением фоновой растерянность и испуга: «А вдруг меня там не примут? Вдруг я постарею и выйду в тираж?». Этот страх приравнивается к крушению мира. И человек начинает культивировать в себе особые гламурные интонации, жесты, движения; без устали «работает» над тем, чтобы переделать свою внешность под «одобренные» стандарты».

Разумеется, в таком ключе мыслят не только старлетки из шоу-бизнеса, но и многие другие люди, не имеющие никакого отношения к индустрии развлечений. «Замечено, что клиенты пластических клиник делятся на две категории, — добавляет психолог Олеся Сосницкая. — И если первую группу составляют представители публичных профессий, актеры, модели, телеведущие, вторая и более многочисленная пополняется за счет женщин разных возрастов и достатка, полагающих, что «улучшенная» внешность поможет им найти своего принца, «удержать» существующего спутника или стать уверенным в себе человеком. Таким образом, происходит подмена понятий: дружба, любовь, признание и прочие вещи, которые не купишь за деньги, становятся предметом купли-продажи. Надо ли говорить, что далеко на этом не уедешь».

Гламурная телесность отличается от натуральной красоты, так же как бижутерия — от натурального камня и благородного металла. Ведь по-настоящему сексуальным может быть только естественный человек: естественно реагирующий, ощущающий и проявляющий себя как существо мыслящее и знающее себе цену…

Автор: Дарья Ефремова, психолог