Найти тему

Дарья Сергеева и её педагогическая риторика

В одном из прошлых номеров нашей газеты была опубликована официальная информация об итогах городского конкурса педагогов «Учитель года — 2022». Абакан уже знает имена победителя и финалистов. Но что же происходило за кулисами конкурса? Какие методы обучения сейчас актуальны в школах? Кто же они сами — молодые педагоги столицы Хакасии? На все эти вопросы ответила наша героиня Дарья СЕРГЕЕВА — финалист конкурса «Учитель года — 2022», преподаватель английского языка общеобразовательной школы № 10.

— Дарья Евгеньевна, расскажите, как проходил в этом году конкурс «Учитель года»?

— Было всего пять этапов: первый, отборочный — конкурс эссе «Я — учитель», который проходил заочно, второй — представление своего официального педагогического сайта, третий — открытый урок, который каждый из участников проводил с учащимися Лицея им. Н.Г. Булакина, четвертый — деловая игра с родителями, и пятый, финальный — методический семинар «Педагогическая риторика», где мы рассказывали о своих методах обучения. Лично я решила выступить в стиле стендап. Все потому, что накопилась очень большая коллекция смешных историй. Зрители по достоинству оценили шутки, потому что они были им понятны. Ведь все мы были учениками на уроках иностранного языка.

— Интересный у вас подход к обучению. Хотя… Учитывая, какая сейчас молодежь продвинутая, теми классическими методиками, какими учили нас, их уже не заинтересуешь. А с какими трудностями вы столкнулись во время конкурса?

— Случился один форс-мажор. За день до проведения открытого урока я пришла в лицей, чтобы проверить все свои материалы в классе: что работает, а что нет, как в принципе все смотрится. И выяснилось, что ни презентации, ни звуковые файлы не работают! И вот буквально за ночь пришлось все переделывать. Очень переживала за этот этап.

На открытых уроках невозможно не волноваться, так как приходишь к другим детям, они тебя не знают, привыкли к другой подаче, другой интонации учителя… Но когда урок закончился и я поблагодарила всех за внимание, ученики встали и начали аплодировать. Что ж, значит, сделала я все правильно и получила невероятные эмоции. Приятно видеть, как дети хорошо ориентируются в цифровом пространстве, охотнее работают на уроке с использованием интерактивной доски.

— Какие чувства вы испытывали на финале?

— Забегая вперед, скажу: сам конкурс мне очень понравился. Было интересно, полезно, хоть и очень энергозатратно. В такие сжатые сроки успеть много всего подготовить… Ситуация отлично вытаскивает из зоны комфорта. Еще вначале я поставила себе цель — дойти до финала, хотя и понимала, что будет непросто. Все-таки участвовало 12 учителей.

Конкурс закончился недавно, поэтому эмоции еще не улеглись, но точно могу сказать, что оказаться в пятерке лидеров было очень приятно. Это полезный опыт, конкурс продемонстрировал, как много я умею и могу. Хочу выразить огромную благодарность своим коллегам-наставникам Марине Витальевне Шевцовой и Ирине Анатольевне Яценко за оказанную помощь в подготовке на всех этапах. Устоявшиеся правила и методики должны в гармонии работать с современными идеями и новым видением. И как здорово, когда с тобой целая команда единомышленников.

— Кроме этого что еще вам дал конкурс?

— Приятное общение с коллегами-участниками. Последние два дня перед финалом мы очень много и тесно общались, даже несмотря на то, что было много репетиций. Такое чувство было, словно мы не просто участники, а хорошие знакомые. Один из педагогов уже второй год участвовал в конкурсе «Учитель года», поэтому дал много полезных советов, как лучше выступить на финале. Все в итоге прошло в приятной дружественной атмосфере, мы поддерживали друг друга. Не было никакого открытого соперничества.

— Сколько лет вы уже преподаете в школе? Почему именно иностранный язык?

— Преподаю восемь лет. После первой же практики, которая прошла буквально на одном дыхании, поняла, что это — то самое, чем я хочу заниматься. А любовь и способности к языкам, видимо, в крови, потому что бабушка Антонина Илларионовна Калугина у меня — замечательный учитель французского. С пяти лет я училась у нее. Пусть бабушка сейчас в школе не работает, ей как-никак 87 лет, но ученики окружают ее по сей день. Работа всегда проходила в творческой атмосфере: спектакли, дни французского языка, различные мероприятия… А однажды мы отправились в поездку во Францию. Представляете, какая это была сказка для маленькой девочки! Невероятно просто! В школе у меня была потрясающая учительница английского языка — Лариса Михайловна Романенко. Она своим примером и вдохновила меня дальше изучать именно этот язык в университете.

-2

— Ваши ученики — среднее и старшее звено… В чем их уникальность?

— Каждая параллель интересна по-своему. Учитель английского — универсальный. Мы можем вести и младшие классы, и среднее, и старшее звено. Но дети покоряют лично меня своей непосредственностью, умением выйти из любых ситуаций. Наверное, потому что не задумываются о многих рисках. Кроме того, у нас на уроках происходит обмен знаниями и положительными эмоциями.

Но в отношениях учителя и учеников обязательно нужна субординация. И ребята среднего и старшего звеньев это хорошо понимают. С моим восьмым классом — я ласково называю их «мои вэшки» — отношения не заканчиваются лишь учебным процессом. Мы активно отдыхаем и вместе выезжаем на природу, где ребята общаются вживую, дурачатся, катаются со мной на плюшках, на коньках, поют песни. И эти долгие разговоры у костра... Всегда происходит новый яркий всплеск эмоций. Кроме того, они понимают, что значит волнение перед конкурсами или конференциями, потому что уже сами через множество таких же моментов прошли. Ведь мои ученики — призеры и победители конкурсов и конференций всех уровней. Ребята активно меня поддерживают и говорят: «Для нас вы всегда самая лучшая!»

— Дарья Евгеньевна, чем сейчас пользуется преподаватель английского языка, чтобы учеба проходила эффективнее?

— Кроме различных приемов и методов работы, это, конечно, и юмор, который сопровождает каждый наш урок. Дети разрабатывают свои проекты, снимают видеоролики, моя роль в которых уже — как наставника или даже режиссера. Дети очень инициативные. А в рамках проходимых тем… Например, недавно знакомились с Лондоном, его достопримечательностями, а потом пятиклассники подготовили проекты о том, что бы сами хотели посетить в этом городе.

Активно используются игровые приемы, например приложения на современных гаджетах для оттачивания грамматики, лексики, фонетики… Понимаю, какую роль в современном мире играют технологии, от прогресса невозможно отказаться.

— Чем вы увлекаетесь в нерабочее время?

— Для меня и моего супруга выходные — достаточно редкое явление в силу занятости на работе, но мы всегда стараемся провести это время вместе, семьей. Открыли для себя велосипедные прогулки три года назад. Очень часто ходим в походы. И не нужно далеко ехать. Наша Хакасия богата красивыми местами — озера Шира, Беле, Тропа предков, Сундуки, Ивановские озера… Для всей нашей семьи это самый лучший отдых, возможность переключиться от умственной работы.

Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Дарьи Сергеевой

-3