Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным приказа о предоставлении Обществу лицензии на деятельность по обращению с отходами

Определение Верховного суда Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 308-ЭС21-25379 по делу № А53-11432/2020

Суть спора: Прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным приказа Административного органа о предоставлении Обществу лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Решение суда:

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новый судебный акт, удовлетворив требования прокурора.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.

Определением судьи Верховного суда Российской Федерации отказано в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда.

Фабула дела:

Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что приказом Административного органа переоформлена лицензия Общества на сбор отходов I-IV классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработку отходов IV класса опасности, утилизацию отходов III-IV классов опасности, обезвреживание отходов II-IV классов опасности.

Прокуратура пришла к выводу, что в силу положений Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — «ФЗ «Об экологической экспертизе»), заключение государственной экологической экспертизы утратило юридическую силу на момент подачи Обществом заявлении о переоформлении лицензии и не могло быть расценено как надлежащее подтверждение соблюдения условий переоформления лицензии.

Административный орган отказал Прокуратуре в пересмотре решения о предоставлении Обществу лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения прокурора в суд.

Правовое обоснование:

1.Согласно представленной к заявлению документации, «обезвреживание отходов II, III, IV класса опасности» Общество планирует к применению установку по утилизации (сжиганию) отходов, приобретенной в собственность по договору купли-продажи.

В подтверждение соответствия планируемого вида деятельности лицензионным требованиям Обществом представлено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов», а также приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов», санитарно-эпидемиологическое заключение.

По результатам проведенных документарной и выездной проверок Обществу признано соответствующим лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензионному виду деятельности на установке по утилизации (сжиганию) отходов. На основании приказа Административного органа Обществу переоформлена соответствующая лицензия.

2.По мнению Прокуратуры, действия Административного органа по переоформлению указанной лицензии являются незаконными, так как в соответствии с положением п. 5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе», заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «установка по утилизации (сжиганию) отходов» об их соответствии экологическим требованиям и возможности эксплуатации указанной установки на момент подачи заявления Обществом о переоформлении лицензии, утратило юридическую силу в связи с истечением срока действия и не могло быть расценено как надлежащее подтверждение соблюдения установленных требований.

3.Согласно п. 8 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в случаях:

  • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
  • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

4.Судом первой инстанции установлено, что установка по утилизации (сжиганию) отходов используется на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2004 года «Об утверждении заключения экспертной комиссии материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов».

После получения государственной экологической экспертизы заключения экспертной комиссии материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов» начался серийный выпуск данного оборудования.

Установки, к моменту подачи заявлений о переоформлении лицензии не являлись проектами технической документации на новую технику, технологию.

5.Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что п. 5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе», истечение срока действия заключения государственной экологической экспертизы указано в качестве основания утраты заключением юридической силы, а п. 8 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо предусмотрено такое основание для повторной ГЭЭ.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений, сославшись на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 12 апреля 2019 № 304-ЭС19−5579).

Резюме суда:
Поскольку положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока его действия, для реализации объекта экологической экспертизы необходимо получение нового положительного заключения.

Позиция Центра:
Выводы, изложенные в решениях судов апелляционной и кассационной инстанции по данному делу, являются неправомерными.

Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

При этом, по мнению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250).

Таким образом, данная позиция исключает право требования у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если к моменту подачи заявлений о переоформлении лицензии установки по утилизации (сжиганию) отходов не являлись проектами технической документации на новую технику, технологию.