10,2K подписчиков

Все "Витязи на распутье" Виктора Васнецова

1,6K прочитали

Да, их было несколько и всем хорошо известный конечный вариант картины появился далеко не сразу. Но живописец шел к своему шедевру годами, отшлифовывая все детали, меняя и дополняя композицию.

Сам факт того, что сюжет этой картины присутствует на надгробии художника, уже говорит сам за себя - эта картина предварила веху в его творчестве, когда он ушел от жанровой реалистичной живописи к исторической. Сам он писал Стасову об этом так: "Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторически и сказочные грезы." Именно этим "грезам" он и посвятит всю свою дальнейшую живопись, за которую многие его и любят.

В статье, где я рассматривал картину Виктора Васнецова "Известие о взятии Карса", я уже кратко рассказывал биографию художника, поэтому здесь я уже подробно не буду останавливаться на ней. Отмечу только, что он был из многодетной семьи священника и его младший брат Аполлинарий тоже стал живописцем. Задумки о картине с подобным сюжетом у художника возникли уже в первой половине 1870-х годов, когда делал первые карандашные наброски.

Те самые наброски Виктора Васнецова с которых и началось путешествие витязя
Те самые наброски Виктора Васнецова с которых и началось путешествие витязя

В 1877 году первый вариант картины был готов и он был представлен на VI Передвижной выставке (знаменитого Товарищества) на следующий год, принята она была там неоднозначно, потому как такие сюжеты в то время были в диковинку. Но художник остался верен своему новому выбранному курсу и следуя ему, он переезжает из Петербурга в Москву (что логично, конечно же, ибо откуда у свежеиспеченной имперской столицы возьмется дух древней Руси), где и продолжит дорабатывать сюжетную композицию.

Первый вариант "Витязя на распутье" 1877 года. Нынешнее местонахождение картины не известно, есть только ее фотографии.
Первый вариант "Витязя на распутье" 1877 года. Нынешнее местонахождение картины не известно, есть только ее фотографии.

Тот вариант, как известно достаточно сильно отличался от той, картины, что известна всем: всадник на ней повернут лицом к зрителю и картина не воспринимается почему-то как монументальная и выразительная. На камне лучше читается надпись пророчества, да и сам валун в целом не выглядит таким древним как впоследствии. Однако художник, очевидно чувствовал, что с картиной что-то не так и не оставлял работу над ней, пытаясь довести ее до ума и шаг за шагом приближаясь к известной нам постановке.

В 1878 году он напишет второй вариант "Витязя", который уже гораздо больше похож на тот, что хранится в Русском музее, но, видимо, все еще не доведен до совершенства, которого хотел достичь Васнецов. Хранится этот вариант в Серпуховском историко-художественном музее.

"Витязь на распутье", В.В. Васнецов, 1878
"Витязь на распутье", В.В. Васнецов, 1878

Наконец в 1882 окончательный вариант "Витязя на распутье" увидел свет, он был написан по заказу известного мецената Саввы Мамонтова. Эта картина была выполнена в увеличенном по сравнению с версией 1878 года формате - на холсте 167*299 ("Серпуховский" вариант был 79*147 см) - в этом художник тоже пытался достичь (и на мой вгляд успешно) эпичности и монументальности как русских былин, так и важности выбора, который нужно сделать витязю. Согласитесь, на картине малого формата это не так смотрелось бы. Сам витязь тоже стал крупнее, ближе к зрителю, а летящий ворон переместился на линию горизонта, где стал гораздо более заметен нежели ранее.

"Витязь на распутье", В.В. Васнецов, 1882
"Витязь на распутье", В.В. Васнецов, 1882

Воин

Да, их было несколько и всем хорошо известный конечный вариант картины появился далеко не сразу. Но живописец шел к своему шедевру годами, отшлифовывая все детали, меняя и дополняя композицию.-5

Образ витязя навеян былиной "Илья Муромец и разбойники", в которой был эпизод, где Илье в поле попадается камень с пророчеством и былинный герой решает ехать прямо, хоть и "прямо ехати - живу не бывати". Сам витязь нарисован с историческим вооружением и в доспехах того времени (известно, что Васнецов делал зарисовки в Оружейной палате Московского Кремля), единственное что смогли заметить особо скрупулёзные специалисты - что копье у него не для конного воина, на нем есть так называемый "подток" (окованной тупой конец копья). По сравнению с версией 1878 года копье витязя переместилось в правую руку, а лук убран от зрителя.

Валун с письменами

Да, их было несколько и всем хорошо известный конечный вариант картины появился далеко не сразу. Но живописец шел к своему шедевру годами, отшлифовывая все детали, меняя и дополняя композицию.-6

Вот что живописец писал критику Стасову: На камне написано «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Болото

Да, их было несколько и всем хорошо известный конечный вариант картины появился далеко не сразу. Но живописец шел к своему шедевру годами, отшлифовывая все детали, меняя и дополняя композицию.-7

Вода топи среди валунов вдали, в которой отражается солнечный закат появилась только в последней версии картины 1882 года, до этого на этом месте художник изображал умершие остатки леса с засохшими деревьями и корягами.

Вот как метко описал критик Стасов картину: «Витязь» его принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся на земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный и в самом деле исторический, такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни и которых найдешь сколько угодно даже и до сих пор по России, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура — все это вместе составляет картину с сильным историческим настроением»

Существует еще несколько авторских повторений картины, но они уже являются просто копиями картины 1882 года, которую вполне очевидно художник считал самой своей удачной работой, ведь именно с нее и началось его распутье, после которого он сам начал свой путь к той живописи, к которой стремилась его душа, а не ожидания современников или кошелек.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #картины со смыслом #изобразительное искусство #мировое искусство #виктор васнецов #художник