Да, их было несколько и всем хорошо известный конечный вариант картины появился далеко не сразу. Но живописец шел к своему шедевру годами, отшлифовывая все детали, меняя и дополняя композицию.
Сам факт того, что сюжет этой картины присутствует на надгробии художника, уже говорит сам за себя - эта картина предварила веху в его творчестве, когда он ушел от жанровой реалистичной живописи к исторической. Сам он писал Стасову об этом так: "Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторически и сказочные грезы." Именно этим "грезам" он и посвятит всю свою дальнейшую живопись, за которую многие его и любят.
В статье, где я рассматривал картину Виктора Васнецова "Известие о взятии Карса", я уже кратко рассказывал биографию художника, поэтому здесь я уже подробно не буду останавливаться на ней. Отмечу только, что он был из многодетной семьи священника и его младший брат Аполлинарий тоже стал живописцем. Задумки о картине с подобным сюжетом у художника возникли уже в первой половине 1870-х годов, когда делал первые карандашные наброски.
В 1877 году первый вариант картины был готов и он был представлен на VI Передвижной выставке (знаменитого Товарищества) на следующий год, принята она была там неоднозначно, потому как такие сюжеты в то время были в диковинку. Но художник остался верен своему новому выбранному курсу и следуя ему, он переезжает из Петербурга в Москву (что логично, конечно же, ибо откуда у свежеиспеченной имперской столицы возьмется дух древней Руси), где и продолжит дорабатывать сюжетную композицию.
Тот вариант, как известно достаточно сильно отличался от той, картины, что известна всем: всадник на ней повернут лицом к зрителю и картина не воспринимается почему-то как монументальная и выразительная. На камне лучше читается надпись пророчества, да и сам валун в целом не выглядит таким древним как впоследствии. Однако художник, очевидно чувствовал, что с картиной что-то не так и не оставлял работу над ней, пытаясь довести ее до ума и шаг за шагом приближаясь к известной нам постановке.
В 1878 году он напишет второй вариант "Витязя", который уже гораздо больше похож на тот, что хранится в Русском музее, но, видимо, все еще не доведен до совершенства, которого хотел достичь Васнецов. Хранится этот вариант в Серпуховском историко-художественном музее.
Наконец в 1882 окончательный вариант "Витязя на распутье" увидел свет, он был написан по заказу известного мецената Саввы Мамонтова. Эта картина была выполнена в увеличенном по сравнению с версией 1878 года формате - на холсте 167*299 ("Серпуховский" вариант был 79*147 см) - в этом художник тоже пытался достичь (и на мой вгляд успешно) эпичности и монументальности как русских былин, так и важности выбора, который нужно сделать витязю. Согласитесь, на картине малого формата это не так смотрелось бы. Сам витязь тоже стал крупнее, ближе к зрителю, а летящий ворон переместился на линию горизонта, где стал гораздо более заметен нежели ранее.
Воин
Образ витязя навеян былиной "Илья Муромец и разбойники", в которой был эпизод, где Илье в поле попадается камень с пророчеством и былинный герой решает ехать прямо, хоть и "прямо ехати - живу не бывати". Сам витязь нарисован с историческим вооружением и в доспехах того времени (известно, что Васнецов делал зарисовки в Оружейной палате Московского Кремля), единственное что смогли заметить особо скрупулёзные специалисты - что копье у него не для конного воина, на нем есть так называемый "подток" (окованной тупой конец копья). По сравнению с версией 1878 года копье витязя переместилось в правую руку, а лук убран от зрителя.
Валун с письменами
Вот что живописец писал критику Стасову: На камне написано «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.
Болото
Вода топи среди валунов вдали, в которой отражается солнечный закат появилась только в последней версии картины 1882 года, до этого на этом месте художник изображал умершие остатки леса с засохшими деревьями и корягами.
Вот как метко описал критик Стасов картину: «Витязь» его принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся на земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный и в самом деле исторический, такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни и которых найдешь сколько угодно даже и до сих пор по России, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура — все это вместе составляет картину с сильным историческим настроением»
Существует еще несколько авторских повторений картины, но они уже являются просто копиями картины 1882 года, которую вполне очевидно художник считал самой своей удачной работой, ведь именно с нее и началось его распутье, после которого он сам начал свой путь к той живописи, к которой стремилась его душа, а не ожидания современников или кошелек.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #картины со смыслом #изобразительное искусство #мировое искусство #виктор васнецов #художник