15 апреля нашему холдингу исполнится 20 лет! 2018 год был для ТМХ знаковым не только с точки зрения расширения географии производственных площадок, но и с точки зрения интеграции с ближайшими бизнес-партнерами. Одним из ключевых событий года можно назвать объединение акционерами ТМХ и «ЛокоТех-Сервиса» своих акций и долей владения в компаниях для эффективного управления и долгосрочного развития. Компании сохранили свою юридическую самостоятельность, но постепенно их ждет операционная интеграция. В итоге объединённая компания должна превратиться в четвертую в мире по объемам выручки группу, специализирующуюся в области создания, производства и обслуживания подвижного состава для рельсового транспорта.
Объединение Трансмашхолдинга и «ЛокоТеха» помимо повышения конкурентоспособности на глобальном рынке, позволило повысить научно-технический потенциал компаний и сформировать полноценное предложение поставок локомотивов для нужд РЖД по контрактам жизненного цикла.
За несколько месяцев до знакового объединения Трансмашхолдинг заключил с РЖД два необычных для себя контракта на поставку 327 различных магистральных локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания до 2046 и 2036 года. Принцип полной ответственности изготовителя за техническое состояние локомотивов, которые компания производит по заказам РЖД, был применен впервые в практике сотрудничества – и сразу распространился на все выпускаемые серии.
До этого ТМХ заключал договоры поставки с сервисным обслуживанием отдельных инновационных серий подвижного состава: двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20 «Олимп», электропоездов ЭГ2Тв «Иволга», поездов метро 81-760/761 «Ока» и поездов 81-765/766/767 «Москва».
Для повышения глобальной конкурентоспособности 10 крупнейших предприятий Трансмашхолдинга в 2018 году перешли на новый стандарт железнодорожной промышленности ISO/TS 22163, который используется ведущими мировыми компаниями-производителями железнодорожной техники. Наличие сертификата ISO/TS 22163 является требованием ключевых заказчиков холдинга; обязательным требованием для проектов в разных странах, в которых ТМХ включается в качестве субподрядчика.
Такие приготовления к выходу на международную арену были не напрасны – в мае президент Аргентины Маурисио Макри в торжественной обстановке открыл историческое железнодорожное депо «Мечита» в провинции Буэнос-Айрес, которое было модернизировано и реабилитировано компанией «ТМХ-Аргентина». Президент Трансмашхолдинга Андрей Бокарев подтвердил президенту готовность реализовать заявленный план инвестиций в страну общим объемом 170 миллионов евро по мере того, как будут объявляться важные государственные тендеры, связанные с модернизацией аргентинской железнодорожной системы.
В октябре ТМХ сделал еще одно громкое заявление на международной арене, завершив покупку завода DCD Rolling Stock в Южно-Африканской Республике. На заводе организован центр компетенции по сборке, обслуживанию и модернизации узкоколейного железнодорожного подвижного состава различного назначения для рынка ЮАР и других африканских стран. «Завод в Боксбурге – промышленная площадка мирового класса, с исчерпывающим портфелем производственных технологий», – сказал тогда гендиректор TMH Africa Джером Буайе.
Крупнейший контракт был заключен с другой африканской страной - Египтом. В 2017 году Египетские национальные железные дороги (ЕНЖД) объявили крупнейший в своей истории тендер на закупку подвижного состава объемом более 1 млрд евро. В тендере принимали участие производители из Китая, Италии, Индии, Испании и Румынии, однако победителем из него вышел Трансмашхолдинг. В сентябре 2018 года российско-венгерский консорциум «Трансмашхолдинг Венгрия Кфт.» и ЕНЖД подписали договор о поставке 1300 пассажирских вагонов с местами для сидения! В работе над исполнением контракта принимают участие Тверской вагоностроительный завод, «ТМХ Инжиниринг», венгерский завод Dunakeszi Jarmujavito Kft. в рамках кооперации с ТВЗ.
Другое крупное соглашение было подписано с японской компанией «Хитачи Лимитед» и получило поддержку на самом высоком государственном уровне. Стороны договорились о локализации производства тяговых приводов для пассажирского железнодорожного транспорта на территории России. Производить высокоэффективные тяговые приводы под российской юрисдикцией договорились на базе производственных мощностей Метровагонмаш. Планируется, что СП будет выпускать до 200 изделий в год.
Между тем, Новочеркасский электровозостроительный завод продолжал реализацию программы импортозамещения, реализуемую Правительством и субсидируемую Министерством промышленности и торговли России. Взамен украинского аналога на заводе было освоено производство синхронного тягового агрегата АТ2С-2800/600 для дизель-генератора пассажирских магистральных тепловозов ТЭП70БС Коломенского завода.
Также в рамках программы импортозамещения в 2018 году на НЭВЗе был изготовлен новый магистральный грузовой двухсекционный электровоз 2ЭС5С переменного тока с асинхронным тяговым приводом. Локомотив является модификацией электровоза 2ЭС5«Скиф» (совместной разработки с Alstom), однако ключевые компоненты машины (тяговый преобразователь, вспомогательный привод, тяговые электродвигатели, тяговый трансформатор и компрессорное оборудование, тележки и оборудование системы управления) были заменены на российские.
Завод проводил работу не только по федеральной программе импортозамещения, но и успешно создавал технику для частных заказчиков. Так, по заказу ОАО «Павловск неруд» был выпущен тяговый агрегат НП1 №081 специальной модификации. Компании не нужен был стандартный тяговый агрегат с двумя думпкарами о стандартной номинальной мощностью 7600 кВт с силой тяги 1050 кН, поэтому для нее была изготовлена однодумпкарная модификация НП1 номинальной мощностью 5200 кВт и силой тяги 700 кН.
В марте Брянский машиностроительный завод получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза на магистральный грузовой трехсекционный тепловоз 3ТЭ25К2М и его двухсекционное исполнение. 3ТЭ25К2М разработан специально для эксплуатации на Байкало-Амурской магистрали и обладает рядом современных технических решений, способных обеспечить успешную эксплуатацию в тяжелых климатических условиях на участках со сложным профилем пути. Использование локомотивов с такими характеристиками позволит решить вопросы пропускной способности и оперативной доставки грузов на Дальнем Востоке и создать условия для дальнейшего развития региона.
Успешным был год и для мытищинского Метровагонмаша. Завод заключил контрактна поставку двух пятивагонных составов модели 81-765/766 в Бакинский метрополитен. Вагоны серии 81-765/766 выпускаются мытищинским заводом с начала 2017 года для нужд Московского метрополитена под наименованием «Москва». Уже к концу апреля контракт был выполнен и в Баку отправился второй современный поезд метро.
Завершилось исполнение и другого крупного контракта Метровагонмаша на глубокую модернизацию 222 вагонов метро (185 типа 81-717/714, 10 типа 81-717/714-2M и 27 типа Ev3) для Будапешта. В мае 2018 года на заводе прошла торжественная отправка последнего состава метро в венгерскую столицу. В работе по модернизации подвижного состава для будапештского метро завод использовал самые современные технические решения и программные продукты, что сделало поезда комфортными и безопасными для пассажиров и машинистов.
#тмх #трансмашхолдинг #тмх20лет