Страниц: 250
Оценка: 7/10
Первое издание: 2018 г.
Ввела новую систему оценивания, разделённую на отдельные показатели, надеюсь, так будет показательнее.
Увлекательность: 4/10
Прописанность героев: 2/10
Сюжет: 3/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 2/10
Пару лет назад эта книга гремела во всех книжных блогах. Наверное, не было подборки бестселлеров и лучших книг года, куда бы её не включили. Вот и у меня наконец появилось желание её прочитать.
Роман рассказывает о двух людях: Марианне и Коннелле. Сначала мы встречаем их в школьные времена: девушку считают изгоем из-за её мышления, а Коннелл участвует в школьной команде по футболу. Между ними возникают чувства, которые затем разрушила боязнь Коннелла быть осмеянным за отношения с изгоем. Затем проходят месяцы и годы: мы видим, как эти двое растут, взрослеют, вот они закончили школу и поступили в университет, вот и из университета они успели выпуститься. Однако жизнь на всём этом отрезке сталкивает их вместе.
Поначалу книга показалась мне похожей на «ЛюбовьНенависть» Анны Джейн, которую я читала недавно. Всё начиналось примерно одинаково: влюблённые друг в друга люди всё никак не могут быть вместе из-за обстоятельств и недомолвок. Однако со временем роман немного изменил тональность, и я заметила основную идею произведения.
Не знаю, считать ли это спойлером, но, наверное, если вы читаете книжные отзывы, то не боитесь случайных спойлеров. Поэтому расскажу. Идея романа заключается в том, что встретились две по-своему травмированные души. Не так сильно травмированные, как в прочитанном мной до этого «Пирсинге» Мураками, но отрицать их ментальное нездоровье сложно.
Марианна выросла в очень токсичной обстановке. Нам практически не показывали её семью, но те моменты, что я видела, не оставляют пространства для других выводов. Покойный отец поколачивал Марианну и её мать, а сын его вырос весь в отца. Контролирует каждый шаг девушки, врывается в её комнату, роется в вещах, орёт на неё и не забывает при каждой встрече называть её ничтожеством.
У Коннелла замечательная чуткая мать, которая всегда готова выслушать и помочь. Но Коннелл боится быть не таким, как все, выделяться, быть высмеянным. Он всё делает для того, чтобы казаться нормальным, но при этом чувствует себя чужаком, который надел маску.
Из-за этого Марианна выросла с виду сильным и независимым человеком, который не боится показаться странной или неправильной. Но при этом она всегда в душе считает себя виновной, недостойной. В результате чего у неё едва получается вылезти из порочного круга абьюзивных отношений, где один партнёр хуже предыдущего.
Коннелл же во всех видит подвох, не понимает, как окружающие могут воспринимать его серьёзно, да и сам не сильно хочет с кем-то общаться. Университетское окружение претит ему своей наигранностью, он думает, что все они пустышки, которые говорят, что читают книги, и ведут заумные разговоры ради поднятия своего социального статуса.
Сюжет здесь хроникальный линейно-дискретный: повествование выполнено в качестве отрывков из жизни Марианны и Коннелла с разными интервалами: это может быть и день, и год. Этот приём здесь точно к месту, однако из-за него нет конфликта, у героев нет цели, к которой они должны прийти к финалу. Такой метод построения сюжета может быть интересным и затягивающим — из-за героев, к которым мы привязываемся. Или из-за интриги, раскрытия которой будем с нетерпением ждать. Вспомним тот же роман «Унесённые ветром»: там у Скарлетт нет конкретной цели, она живёт с тем, что есть, и пытается как-то в данных ей условиях выживать. Однако никто не поспорит, что эта история затягивает, ибо мы быстро привязываемся к Скарлетт и сопереживаем всем её невзгодам.
В «Нормальных людях» же героям сложно привязаться, потому что они едва ли прописаны. Помимо ментальных травм мы едва ли что-то знаем о личностях Марианны и Коннелла: ни чем они увлекаются, ни о чём они думают. Оба они представлены нам с позиции стороннего наблюдателя, какого-то третьего человека, который годы остаётся на периферии и издалека смотрит на их взаимоотношения.
Нам даже не интересно, сойдутся ли молодые люди когда-либо. Никогда бы не подумала, что буду ставить в пример простенький любовный роман, но это будет тот экстраординарный случай. Как я уже говорила, подобная история о влюблённых, которые никак не могут решить свои проблемы и воссоединиться, была в романе «ЛюбовьНенависть». Там писательница создала яркие образы обоих персонажей: для этого использовала в первом томе повествование от лица девушки, а во втором — и от лица парня, что полностью раскрывало их мысли и желания. Таким образом читатель быстро вживается в роль героя и начинает не на шутку ему сопереживать.
Но при этом с какой-то стороны может показаться, что в «Нормальных людях» показаны более здоровые и адекватные отношения. Потому что герои говорят друг с другом, а не закрываются в раковине под названием «я обиделся». Но на самом деле в данном случае проблема несколько глубже. Потому что герои говорят друг с другом, но не слышат. И говорят даже не они, а их травмы: Марианна находит в Коннелле ещё один источник власти, которому с радостью готова подчиниться, а Коннелл ставит своё желание выглядеть нормальным выше остального. Финал из-за этого оставляет неприятный привкус: с виду вроде бы всё хорошо, герои расставили все точки над i, но на самом деле Марианна всё ещё травмирована и поступает так, как велят ей жертвенность и желание подчиняться, хоть с виду это и выглядит как поведение взрослого осознанного человека. А Коннелл как безвольная тряпочка с низкой самооценкой, которой куда скажешь — туда и будет плыть.
Также мне показался немного странным приём, что писательница не выделяла диалоги в тексте. Забудьте про скобки и длинные тире, здесь они под запретом. Если Бродский говорил: «Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером?...», то писательница пошла дальше и решила, что «Зачем использовать прямую речь, когда есть косвенная?» Из-за этого текст воспринимается сложнее, а отчуждённость лишь возрастает.