Найти тему

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека. Характерными чертами являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.
Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Она может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела.

Ее последствия могут быть удручающими:

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения
Она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав
Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека
Усугубляет чрезмерную сосредоточенность себе и своем поведении
Мешает ясно мыслить и эффективно общаться
Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

У дошкольников и школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Между тем застенчивые дети довольно часто обладают большими способностями:

- Легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать.

- Они сама добродетель для творчества;

- Сдержанны, сговорчивы,

- Никогда не причинят неудобства другим,

- Обладают богатым внутренним миром,

- Способны управлять собой и не выплескивать эмоции наружу,

- Не шалуны, не хулиганы, не проказники.

Но, к сожалению, одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Чем чревата застенчивость?

- Ограничение контактов с людьми .

- Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".

- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

-2

Причины застенчивости

«Ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители»

Луиза Хэй

Наследственность
Копирование поведения
Недостаток комфорта
Чрезмерная забота родителей
Противоречия в воспитании
Отсутствие родительского участия
Дразнения, угрозы, критика
Семейные проблемы
Негативный социальный опыт

Основные задачи родителей застенчивых детей

  1. Развить у детей позитивное самовосприятие.

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Естественно, прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

2. Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.

- Повышение самооценки начинается с похвалы. Оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

- Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

- Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.

- Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину. Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.

- Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.

- Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

-3

3. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

- Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.

- Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

- Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.

- Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с

людьми.

Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Возьмите на вооружение книги:
- В. Леви "Искусство быть другим"
- Т. Л. Шишова "Застенчивый невидимка"
-Ф. Зимбардо «Застенчивость»

Уважаемые родители! А Вы, когда-нибудь, испытывали застенчивость? Что делали в этом случае? Кто или что вам помог?