Судебное банкротство граждан
Начиная с октября 2015 года в Российской Федерации вступили в действие новые положения закона о банкротстве, которые регулируют отношения, возникающие при неспособности граждан рассчитаться с кредиторами по своим долгам.
Необходимость государственного вмешательства в данную сферу гражданских правоотношений была продиктована сложившейся финансовой ситуацией в области кредитования физических лиц и все чаще возникающими проблемами, связанными с высокой закредитованностью граждан-заемщиков, ухудшением их материального положения, инфляционным обесцениванием суммы взятого кредита, и, как следствие, с неспособностью граждан в срок рассчитаться по всем взятым на себя обязательствам.
Если до введения новых норм закон о банкротстве обходил стороной регулирование долговых обязательств физических лиц, оставляя их один на один с кредиторами и службой судебных приставов, то сегодня действуют новые правила, предоставляющие четкий алгоритм действий для гражданина-банкрота с возможностью полного списания его долгов при непосредственном участии финансового управляющего, которого утверждает суд.
Возбуждение дела о банкротстве закон связывает с двумя обстоятельствами:
- сумма долга гражданина должна составлять не менее 500 тыс. руб.;
- возврат долга просрочен более чем на 3 месяца.
Если должник оказался в ситуации, удовлетворяющей этим условиям, у него возникает обязанность подать заявление в суд о признании его банкротом.
При сумме долга менее 500 тыс. гражданин может инициировать свое банкротство. Но ему придется доказать суду свою неплатежеспособность.
Открытие процедуры банкротства для гражданина-должника будут иметь следующие последствия:
- Приостановятся исполнительные производства, возбужденные в отношении гражданина и снимутся ранее наложенные аресты на его имущество.
- Прекратится начисление неустоек, штрафов, процентов по имеющимся долговым обязательствам.
Ведение, организационное и документальное обеспечение процедуры целиком возлагается на финансового управляющего, независимой фигуры как по отношению к должнику, так и по отношению к его кредиторам.
Предусмотренный законом комплекс мер, принимаемых в ходе банкротства, полностью подконтролен арбитражному суду в рамках дела конкретного должника, что избавляет последнего от принятия необдуманных решений в непосредственном взаимодействии с кредиторами и позволяет законным способом избавиться от долгов.
Личное банкротство граждан вне суда
За 6-летний период действия нововведений в области несостоятельности граждан, институт банкротства физических лиц нашел свое реальное практическое применение на всей территории России и в настоящее время приобрел альтернативный способ реализации.
Если первоначально банкротство гражданина предусматривало его проведение исключительно через арбитражный суд, то начиная с 1 сентября 2020 года в России начали свое действие поправки в закон о банкротстве, предусматривающие внесудебный порядок его оформления через многофункциональные центры (МФЦ).
Оформление процедуры без участия суда и финансового управляющего сделало ее полностью бесплатной для гражданина-должника и позволило существенно сократить ее сроки (6 мес.).
Для возбуждения внесудебного банкротства гражданину достаточно подать соответствующее заявление в МФЦ по месту жительства или пребывания с указанием списка всех известных ему кредиторов.
Однако такие явные преимущества законодатель предусмотрел не для всех желающих списать свои долги в упрощенном порядке, сузив таким образом круг потенциальных банкротов, которые могут воспользоваться внесудебным способом их списания.
В отличие от судебного в упрощенном порядке долги гражданина списываются, если:
- Размер его долговых обязательств варьируется в пределах от 50 000 до 500 000 рублей.
- В отношении гражданина окончены все исполнительные производства по причине отсутствия у него имущества или доходов, доступных к взысканию для погашения долгов.
Последствия открытия внесудебного банкротства аналогичны последствиям, возникающим после возбуждения процедуры через суд.
Поиском возможно имеющегося у должника имущества занимаются кредиторы путем подачи соответствующих запросов в регистрирующие органы.
В случае обнаружения имущества или иного дохода у гражданина кредиторы имеют право возбудить в отношении него процедуру банкротства в судебном порядке, внесудебная при этом подлежит прекращению.
Действуют ограничения, касающиеся природы подлежащих списанию долгов: не могут быть списаны долговые обязательства, о которых должник не заявил, а также связанные с:
- выплатой алиментов и заработной платы;
- причинением вреда жизни и здоровью, а также имуществу других лиц, морального вреда;
- причинением убытков в результате профессиональной деятельности должника.
Не спишутся долги и в отношении недобросовестного гражданина-должника в случае выявления фактов сокрытия имущества от кредиторов, злостного уклонения от погашения задолженности или предоставления заведомо ложных сведений при оформлении займов (кредитов).
Деятельность финансовых управляющих в 2022 году
Успешное функционирование механизма личного банкротства граждан в России как в судебном, так и в альтернативном порядке обеспечило реализацию списания долгов законными способами.
Несмотря на это, на сегодняшний день Государственной Думой РФ подготовлен очередной законопроект по внесению изменений в действующее законодательство, касающихся, в частности, статуса и правомочий финансового управляющего, который привлекается только в рамках судебного банкротства граждан.
Вопросы методов отбора и назначения финансовых управляющих на процедуры несостоятельности давно вызывают неоднозначность мнений и позиций профессионального сообщества и регулирующих его действия государственных органов относительно принципов, предопределяющих прозрачность назначения и беспристрастность кандидатуры управляющего, утверждаемого судом на конкретную процедуру.
Очередная попытка законодателя усовершенствовать нынешнее положение вещей сводится к двум подходам:
- внесение понятия рейтинга управляющего на основе оценки эффективности его работы по методике начисления баллов;
- изменение системы назначения управляющего.
Рейтинг управляющих будет напрямую зависеть от количества успешно проведенных им процедур, а также нарушений, допущенных в них, и обуславливаться такими факторами, как количество процедур и сроки их проведения, размер исполненных обязательств перед кредиторами (погашенных долгов).
В зависимости от того, какой суммарный балл эффективности у специалиста, будет определяться размер его заработка.
Само назначение в новом варианте предполагает прямую пропорциональность от уровня рейтинга: чем больше баллов в рейтинге, тем выше вероятность назначения на процедуру.
Управляющий назначается при условии, если готов потратить наибольшее количество баллов рейтинга.
В случае если кандидатура управляющего изначально заявителем не указывалась, система выбирает конкретную кандидатуру автоматически.
Новый подход законодателя по вопросам утверждения арбитражных управляющих, конечно, должен быть проверен на практике. Но в теоретической части налицо некоторый перекос в балансе интересов в банкротных правоотношениях не в пользу самого должника. Поскольку управляющий в погоне за рейтингом неизбежно будет «усердствовать» в поиске имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, это существенно затянет процедуру банкротства и поставит под вопрос списание безнадежных долгов.