1) Зарождение, стадия формирования посылок
В целом Реформация (Реформация и есть конфликт) была реакцией на ряд недостатков РКЦ. Для многих католиков смысл литургических обрядов оказывался непонятным. Они стали меньше причащаться. Огромный акцент делался именно на внешней стороне религиозности, которая в основном была связана с разного рода суевериями. Широкая практика предоставления индульгенций за пожертвования сочеталась с преувеличением роли индульгенций для спасения и с умолчанием о духовных условиях их получения. Не было удовлетворительной системы подготовки духовенства. Многие представители духовенства не уделяли достаточного внимания своим пастырским обязанностям: например, нередко высокопоставленные лица получали сан епископа, иногда одновременно занимали несколько епископских кафедр, но реально не появлялись в своих епископствах. Многие злоупотребляли были характерны и для монашеской жизни. В течение столетия, прошедшего между Констанцским собором и выступлением Лютера, Римские папы были вовлечены в передел политического влияния среди различных итальянских государств и мало внимания уделяли необходимой церковной реформе.
Богословские идеи Реформации во многом подготовлены предшествующими духовными течениями (консилиаризм, идеи Уиклифа и Гуса), а также испытали определённое влияние таких движений, как Devotio moderna, которые культивировали духовность нового типа, ставящую во главу угла не формальное благочестие, а активное участие в литургии, внутреннюю молитву, служение ближнему и общинную жизнь в миру без принесения монашеских обетов. Кроме того, в ту эпоху представители гуманизма подчёркивали важность чтения Библии в религиозной жизни и содействовали критическим изданиями и переводам Св. Писания на национальные языки; критика гуманистами религиозных обычаев того времени также оказала влияние на идеи Реформации. В Реформации нашли своё отражение и нерелигиозные факторы политического и соцаильно-экономического характера: тяготение развивающейся европейской буржуазии к «дешёвой Церкви»; стремление светских властей в ряде государств укрепить своё положение путём подчинения Церкви и секуляризации её имущества; национальное противостояние и др.
2) Возникновение конфликта
Конфликт возникает 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил листовку с 95 тезисами на виттенбергскую церковь, направленную против торговли папскими индульгенциями.
3) Развитие конфликта
Лютер проводит многочисленные проповеди, лекции, пишет памфлеты против РКЦ. Его поддержала значительная часть духовенства, миряне как из низших, так и из высших слоёв немецкого общества. На сторону Лютера встали коллеги по Виттенбергскому университету, профессора из других университетов, некоторые собраться по ордену августинцев и многие другие. Некоторые князья также поддержали Лютера.
РКЦ теряет авторитет в глазах верующих.
В 1519 году состоялся диспут Лютера с представителями РКЦ в Лейпциге.
В 1521 году РКЦ обвинила Лютера в ереси и отлучила его от Церкви, так как отказался пересмотреть свою позицию. Он заявил, что абсолютным авторитетом в вопросах веры может служить только Библия.
Император Карл V потребовал ареста Лютера. Некоторые князья продолжали поддерживать Лютера.
Начались длительные религиозные войны между католическими и протестантскими странами.
4) Разрешение и завершение конфликта
Мартин Лютер умер в 1546 году. На этом его конфликт с РКЦ закончился, однако противостояние его детища и католицизма продолжалось ещё долгое время – примерно до конца XVI века, когда произошло примирение с сохранением как РКЦ, так и реформаторских Церквей.
В этом конфликте были применены две стратегии: силовое подавление (арест Лютера, религиозные войны) и взаимные уступки (перемирие).
Мы здесь видим явную интегрирующую функцию – произошла интеграция некоторых княжеств вокруг детища Лютера. Активизировались связи. Конфликт сигнализировал о напряжённости, которую Лютер выразил в 95 тезисах и своих проповедях. Было применено средство инновации – возникли новые религии.
Конфликт этот явно был неслучаен, как мы видим по предпосылкам. Вероятно, он был только внезапным для РКЦ.