За день до... СССР-Голландия, 1991. Режиссеры: Олег Борецкий, Александр Негреба. Сценаристы: Юрий Матыс, Ирина Рогачёва. Актеры: Елена Копцева-Негреба, Галина Сазонова, Татьяна Кореневская, Олег Борецкий, Александр Негреба, Григорий Мануков, Игорь Золотовицкий и др.
С точки зрения зрителя, которому, к примеру, до смерти надоели кинопленки о похождениях доморощенных мафиози, фильм «За день до...» начинается весьма рискованно. Некие персонажи, рассевшись в креслах, деревянно-фальшивыми голосами разглагольствуют о каких-то махинациях. Однако уже через минуту-другую понимаешь, что это вступление – едкая пародия на боевики класса «Б».
Впрочем, авторы картины после пролога-обманки делают резкий поворот в сторону элегической стилизации. На экране возникает история милых и обаятельных молодых людей и женщин, пытающихся на кризисном рубеже 1990-х сохранить в своем узком кругу атмосферу кухонных посиделок «сонных» 1970-х... Дружеские подначки, любовные увлечения, интеллигентский треп. Словом, «возьмемся за руки, друзья»...
В этой, главной части картины внимательный зритель найдет немало киноцитатных «шифров» из фильмов властителей кинематографических дум тех лет – от Отара Иоселиани до Киры Муратовой. Во многом это игра-стилизация. Однако игра, ни на минуту не превращающаяся в плод холодного расчета, не теряющая духа эмоциональной импровизации, раскованной элегантности.
Но вот в лирически-интеллектуальную стихию фильма вторгаются тревожные сигналы «иных миров»: то на одну из героинь нападает насильник-мастурбант, то другая очаровательная женщина в целях предупреждения возможного изнасилования точным выпадом трости-штыка выкалывает глаз очередному уличному приставале.
После подобной прелюдии финальная «кода» фильма при всей своей неожиданности имеет определенную логику. Итак, мы в очередной раз обманулись: герои вовсе не милые столичные «певчие дрозды». Надев маски и прихватив оружие, они идут на ограбление и убийства, чтобы потом «рвануть на Запад».
Так в фильме отраженным светом обозначена давняя история тбилисской молодежной элиты, пытавшейся угнать самолет из опостылевшего ей «Союза»...
Александр Федоров
За последней чертой. СССР, 1991. Режиссер Николай Стамбула. Сценарист Эдуард Володарский. Актеры: Евгений Сидихин, Игорь Тальков, Алина Таркинская, Александр Казаков, Виктор Степанов, Татьяна Лютаева, Владимир Яковлев, Е. Кмит, И. Миркурбанов и др.
... Бывший чемпион по боксу выходит из тюрьмы, не находит работу и от отчаяния принимает приглашение влиться в ряды грабителей...
Сюжет, согласитесь, вполне интернациональный. Однако когда смотришь гангстерскую драму Николая Стамбулы «За последней чертой», ни на минуту не сомневаешься, что действие фильма происходит в России 1990-х: бытовые реалии отражены вполне правдоподобно, хотя они и представлены в основном барами, ресторанами и хазами бандитов.
Картина смотрится без особой скуки. Физическая подготовка актеров позволяет им лихо размахивать кулаками и палить из револьверов. В финале главный герой расстреливает кучу своих недавних «сослуживцев». Что ж, бандиты, как и люди, бывают всякие...
Честно говоря, я не знаю, зачем нужно было снимать этот фильм. На Западе такого рода продукция фабрикуется в огромном количестве, да и качеством она часто повыше.
Александр Федоров