Калуга обычно остается без внимания российских туристов. Так же, как Владимир, Тверь и Тула она находится примерно на расстоянии 150 - 180 километров от Москвы, но к сожалению (будем объективны) несколько проигрывает им архитектурно. Достопримечательностей поменьше, если сравнить с Ярославлем или Владимиром. А вот с точки зрения инфраструктуры все обстоит несколько иначе.
Нужно разделить туристическое ядро города и просто его центр. В Туле с этой точки зрения последние годы сделан гигантский прорыв. Устроили большую пешеходную зону, включающую кремль, пешеходную улицу Металлистов, Казанскую набережную, арт-квартал "Искра". К сожалению, Калуга с этой точки зрения отстает. В центре города всего одна пешеходная улица длиной 180 (!) метров. Как говорится, сделали для галочки. В первой половине дня на ней рынок. Фото снято вечером.
Есть еще небольшой скверик на Театральной площади с заведением быстрого питания "Бургер Кинг". На мой взгляд, пешеходная зона маловата для такого большого города. В Туле ее расширили, сразу же повалили туристы. Отель Златинские лавки в центре города с ценой 7 тысяч рублей за номер - мест нет.
А дальше в Калуге начинаются широкие советские проспекты с монументальными произведениями советской архитектуры. На крыше этого замечательного кирпичного дома 1956 года постройки есть башенка. Говорят, что проход на крышу свободный и со смотровой площадки можно любоваться Калугой. К сожалению, во время поездки в Калугу я этого не знал.
Обратите внимание, насколько советский дом 1956 года на снимке выше хорошо гармонирует с дореволюционным особняком купца Петра Степановича Ракова. И как удачно подобран цвет. Вообще в Калуге все в порядке с цветовой гаммой, глаз отдыхает на зданиях.
Кое-где на центральных улицах и площадях имеется пешеходная инфраструктура и даже электропроводка под землей, но все-так Калуга это город для автомобилей.
Центральная площадь города - Старый Торг и главное здание - администрация области. Увы. Если советская архитектура 1930 - 50-х годов мало чем уступала дореволюционной, то более поздние здания уже смотрятся инородным телом. Нет, оно бы хорошо выглядело где-нибудь в новом районе Калуги. Или Москвы. Но точно не в историческом центре.
Тем более, что напротив действительно находится "Старый Торг" - Гостиный двор конца XVIII века. Архитектурно он ничем не хуже, например, суконных рядов в Кракове, но вместо брусчатки, фонтанов и кафе на площади Старый торг устроена проезжая часть и парковка.
Ну как говорится, кому что. Автомобилист все равно всегда будут "топить" за отсутствие пешеходных улиц и мест притяжения для туристов. Я сам 20 лет за рулем. Но мое авторское мнение - в центре любого города, который хочет зарабатывать на турпотоке, должен быть комфортный кластер, где не уворачиваешься от автомобилей и не нюхаешь выхлопные газы. А вот кстати о машиновладельцах в Калуге очень даже думают, асфальт в городе вполне приличный, это вам не Ярославль.
На уголке площади Старый Торг около здания духовной семинарии устроен небольшой скверик, но народу никого нет и не будет, потому что здесь делать нечего. Никаких точек притяжения, а мимо летят машины.
А вот если мы пройдем чуть дальше в городской парк, там уже вполне много народу, и даже утром. Со смотровой площадки в парке открываются отличные виды на Калугу. Обилие зелени - несомненный плюс этого замечательного города.
Рядом расположились присутственные места с аркой в стиле арки главного штаба в Санкт-Петербурге.
Вот еще один грустный пример нереализованного городского пространства - пересечение улиц Пушкина и Баумана. Можно сделать красивую городскую площадь без транспорта. Убрать проводку под землю, поменять вывески, замостить брусчаткой, установить фонтаны, лавочки.
Или даже с транспортом, но вот так. Смотрите, совершенно другое впечатление! А ведь это не Чехия, а Рыбинск в Ярославской области. Обращу внимание: по обеим улицам в обоих городах едут не только машины, но и троллейбус! И как же по-разному они выглядят. При этом, по качеству дорожного покрытия Калуга обходит Рыбинск на несколько порядков.
А вот у памятника 600 лет Калуге общественное пространство организовано хорошо, и сразу люди появились.
Что касается зданий. В Калуге, как и многих других российских городах, даже в центре присутствует сплав дореволюционной архитектуры, советской и современный. Вот этот дом я снял практически в центре города.
В целом, состояние домов в центральной части удовлетворительное. Имеется две проблемы. Во-первых, здания очень портят диссонирующие вывески. Безусловно, они должны быть в одном стиле или хотя бы цвете с домом.
Во-вторых, некоторые строения нуждаются в серьезном ремонте.
С другой стороны, нет каких-то откровенных развалин. Как например в Москве (Теплые торговые ряды) или в Казани напротив кремля (улица Баумана 32 и 34). Вот яркий пример - краеведческий музей (усадьба Золотаревых). Дом начала XIX века. Вроде бы немножко потрепанный, но с другой стороны, нигде ничего не отваливается и из крыши деревья не растут, как например в Москве в здании бывшей гостиницы Покровских ворот.
Подведем итог. Калуга - город с отличным туристическим потенциалом. В городе очень чисто, аккуратно, хороший асфальт, нет развалин. Но это город машин, а вот для пешеходов еще есть куда расти (Тула, Ярославль). В плане организации пешеходной среды Калуга им безнадежно уступает. Почему безнадежно? Потому что я пока не видел проектов реконструкции исторического центра Калуги (как это сделали в Туле) и ничего о них не слышал.
В городе огромное количество достопримечательностей, включая храмы, дом-музей Циолковского, но о них я рассказываю в другой статье.
Обязательно подпишитесь на мой канал про советское кино! Заходите почаще.
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Прошу вас заходить почаще - это поможет спасти блог от закрытия.