Найти в Дзене

Александр Родченко

Александр Родченко, русский и советский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф, художник театра и кино. Пионер советского дизайна и рекламы. Многие проекты выполнял совместно со своей женой Варварой Степановой. С середины 1910-х годов он жил в Москве, близко общался и выставлялся вместе с художниками, которые вскоре стали основоположниками двух важнейших течений геометрической абстракции, супрематизма и конструктивизма — Татлиным, Малевичем, Розановой. После революции преподавал во ВХУТЕМАСе, где некоторое время возглавлял основное отделение, а потом, с 1923 до 1930 год — факультет металлообработки. Одновременного работал в ИНХУК (Институте художественной культуры), где возглавлял исследовательскую группу конструктивистов. Входил в ЛЕФ, группу фотографов «Октябрь». Помимо живописных циклов и пространственных конструкций, в 1920-е годы Александр Родченко выполнил много работ прикладного характера: афиши кинофильмов, рекламные плакаты для ГУМа и Моссельпрома, конкурсные проекты

Александр Родченко, русский и советский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф, художник театра и кино. Пионер советского дизайна и рекламы. Многие проекты выполнял совместно со своей женой Варварой Степановой.

Портрет Александра Родченко. 1924. Автор фото Михаил Кауфман.
Портрет Александра Родченко. 1924. Автор фото Михаил Кауфман.

С середины 1910-х годов он жил в Москве, близко общался и выставлялся вместе с художниками, которые вскоре стали основоположниками двух важнейших течений геометрической абстракции, супрематизма и конструктивизма — Татлиным, Малевичем, Розановой. После революции преподавал во ВХУТЕМАСе, где некоторое время возглавлял основное отделение, а потом, с 1923 до 1930 год — факультет металлообработки. Одновременного работал в ИНХУК (Институте художественной культуры), где возглавлял исследовательскую группу конструктивистов. Входил в ЛЕФ, группу фотографов «Октябрь».

Александр Родченко (дизайнер), Владимир Маяковский (автор текста). Рекламный плакат Резинотреста. 1923
Александр Родченко (дизайнер), Владимир Маяковский (автор текста). Рекламный плакат Резинотреста. 1923

Помимо живописных циклов и пространственных конструкций, в 1920-е годы Александр Родченко выполнил много работ прикладного характера: афиши кинофильмов, рекламные плакаты для ГУМа и Моссельпрома, конкурсные проекты киосков, декорации для фильмов («Москва в Октябре» и «Ваша знакомая» 1927 года, «Кукла с миллионами» и «Альбидум» 1928 года) и спектаклей («Инга» и «Клоп» 1929 года). Для советского раздела Международной выставки декоративных искусств в Париже Родченко организовал небольшую экспозицию своих учеников, студентов метфака московского ВХУТЕМАСа, спроектировал интерьер рабочего клуба и разработал колористическое решение советского павильона. Кроме того, на Парижской выставке были показаны рекламные плакаты Родченко, за которые он был награждён серебряной медалью.

Реклама на здании Моссельпрома в Москве. 1924
Реклама на здании Моссельпрома в Москве. 1924
Спектакль «Клоп» с декорациями и костюмами Родченко в театре Мейерхольда. 1929
Спектакль «Клоп» с декорациями и костюмами Родченко в театре Мейерхольда. 1929

Как графический дизайнер Александр Родченко оформлял сборники стихов Владимира Маяковского, книгу Алексея Гана «Конструктивизм», цикл романов Мариэтты Шагинян «Месс Менд», журналы «Кино-Фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». С 1933 до 1941 года регулярно сотрудничал с журналом «СССР на стройке». Оформил несколько фотоальбомов. В 1930-е — 1950-е он занимался и живописью, но в эпоху «социалистического реализма» выставиться для него было невозможно.

Журнал «СССР на стройке». №7, 1940. Разворот
Журнал «СССР на стройке». №7, 1940. Разворот
Эскиз декорации фильма «Альбидум». 1927
Эскиз декорации фильма «Альбидум». 1927

Александр Родченко — один из самых известных в мире дизайнеров. Важнейшие советские дизайнеры следующего поколения, в первую очередь ведущий специалист по осветительному оборудованию Абрам Дамский и ректор Строгановского училища Захар Быков, были его учениками во ВХУТЕМАСе. Школу Родченко-фотографа прошли многие выдающиеся фотокорреспонденты и кинооператоры, в частности, Сергей Урусевский.

Светильники для кафе «Питтореск». 1917. Реконструкция. Сейчас экспонируются на выставке «Вещь! Предметный разговор» во Всероссийском музее декоративного искусства
Светильники для кафе «Питтореск». 1917. Реконструкция. Сейчас экспонируются на выставке «Вещь! Предметный разговор» во Всероссийском музее декоративного искусства

#родченко

#дизайн

#советский дизайн 

#ВХУТЕМАС