В центре столицы самого западного региона России продолжается строительство автомобильного моста через реку Преголю. К реализации проекта приступили четыре месяца назад. Рядом появится аналогичный объект и для железнодорожного транспорта.
На смену старому мосту
Двухъярусный мост, который призваны заменить новые объекты Калининграда, строился еще немцами в 1920-х. Его сконструировали таким образом, что центральная часть поворачивалась на 90 градусов для пропуска судов. В 1945-м объект серьезно повредили, после чего проводились работы по восстановлению, завершившиеся в 1949 году. Прежний механизм заменили, и теперь часть моста поднималась над водой.
Изначально заявлялось, что действующую конструкцию после ввода новых объектов демонтируют, частично оставив ее отдельные элементы в качестве музейного экспоната. Хотя некоторые жители выступили за сохранение моста. Его судьба пока не определена — как вариант, могут убрать центральный пролет, сохранив на месте лишь башни.
До этого его и вовсе хотели оставить и использовать исключительно для движения поездов, построив второе сооружение только для автомобилей. Но в 2018-м приняли решение о возведении сразу двух новых строений.
Красивые и необычные
Проекты дублеров, призванных заменить устаревшую конструкцию, представили четыре года назад. Их разработали специалисты Института Гипростроймост — ведущей отечественной организации в этом направлении. Внешне оба объекта имеют сходства, главное из них — наличие четырех башен, в которых разместятся машинные залы с двигателями.
Пролетные строения мостов будут подниматься на высоту 28 метров, чтобы водный транспорт мог спокойно пройти в этом месте. Ширина шестиполосного автомобильного моста составит 32 м (железнодорожный в три раза уже). Длина цельнометаллического пролета, который будет подниматься над водой — 66 м; всего перехода с учетом подъездных путей и развязок — около 2,2 км.
Проект реализует АО «БТС-МОСТ». В ноябре 2021 года руководитель компании Руслан Байсаров встречался в Кремле с главой государства и показал, как будут выглядеть будущие сооружения, сообщив и о начале работ на площадке. Владимир Путин назвал мосты красивыми и необычными, уточнив необходимость столь высоких опор. «Мост поднимается, чтобы пропустить корабли», — объяснил тогда Байсаров.
Срок — до 2025 года
В роли подрядчика выступает ООО «СК Мостотрест», входящая в «БТС-МОСТ». К реализации проекта приступили в ноябре прошлого года с устройства буронабивных свай автомобильного моста. Параллельно решаются вопросы по сносу четырехэтажного дома, попавшего в зону строительства, и соответствующей компенсации его жителям.
Кроме возведения основных объектов, будут реконструированы подходы к ним; построены очистные сооружения и другая сопутствующая инфраструктура. Суммарная стоимость проектов мостовых переходов через водную преграду составляет около 24 млрд руб. Сдача запланирована на осень 2025 года. Железную дорогу должны открыть раньше.