Найти тему
Хельга Волкова

Бабки.

Фото-иллюстрация из свободного доступа
Фото-иллюстрация из свободного доступа

Единственную в селе новую благоустроенную трехэтажку, заселили семьями сотрудников МВД. Первый этаж - в основном пенсионерами того же ведомства, переселенными из старого барака, подлежащего сносу. Бабки к обеду занимали места на лавочках возле подъездов. Это были не простые бабки, а жены бывших сотрудников, а следовательно - сами были частью этой «системы». Бабки про всех знали всё, а что не знали, то додумывали, беря пример с миссис Марпл. Так что мы, молодые девчонки узнавали о своей «бурной личной жизни» со слов «благочестивых» бабушек. Рядом с домом жильцам выделили земельные участки для посадки огородов, «нарезанные» узкими полосками на склоне горы. Как только таял снег из окна нашего третьего этажа, с семи утра можно было лицезреть «засвечивающими панталонами» старух, самозабвенно копавшихся в земле. Они как будто соревновались в огородничестве, обсуждая «неумех» и «лентяек», которые не могла из-за занятости на работе или не хотели содержать свои участки в идеальном порядке. «Гонка за урожаем» продолжалась до осени.

Худощавая баба Дуся была любительницей «тихой охоты», но грузные подружки не разделяли её интересов, а её дед «Корнеич», как все его звали, и вовсе был не ходок – сильно болел. И вот однажды она предложила нам с сестрой, возвращавшимся с учёбы мимо расположившейся на лавочках «инспекции» в выходной сходить за грибами.

- Девки, хватит дома сидеть! Пойдёте за опятами в Сиульту?

Мы переглянулись и согласились, согласно кивая в ответ. Бабки «просветили нас рентгеном» и мы шмыгнули в подъезд.

- Ну, собирайтесь завтра к семи! – услышали мы вслед командирский голос бабы Дуси.

– До урочища от нашей деревни километра три. Зачем так далеко идти, если рядом в леске полно грибов? – подумала я, но возражать старой женщине не стала.

Утром мы с сестрой наскоро позавтракали, натянули кеды, взяли вёдра и вышли на лестничную площадку. Баба Дуся уже во всеоружии ждала нас на первом этаже. Собралась бабуля основательно: на голове повязан неизменный цветастый платок, поверх пёстрого фланелевого халата надета шерстяная вязаная кофта, спортивные штаны с лампасами дополняли высокие резиновые сапоги, в руках было десятилитровое эмалированное ведро, за плечами в огромном рюкзаке угадывалось ещё одно…

В Сиульту вела грунтовая дорога, проторенная совхозными тракторами и лесовозами, местами переходящая в грязную «кашу», нам с сестрой пришлось «не весело» в своих кедах - приходилось обходить леском такие участки. Мы еле успевали за бабкой, которая «неслась» к своему «грибному месту» с резвостью молодой кобылки. В урочище, завидев знакомый перелесок, баба Дуся скрылась в чаще. Выдохнув, мы с сестрёнкой сели передохнуть на поваленное дерево.

Фото-иллюстрация из свободного доступа
Фото-иллюстрация из свободного доступа

Мы долго искали грибы, плутая в зарослях и дебрях валежника, но так и не чего не нашли. Через пару часов стали звать бабушку, но она не откликалась. Вернулись на прежнее место, и чуть отдохнув, пошли вдоль кромки леса и наткнулись на большой трухлявый пень, усыпанный маленькими запашистыми опятами. Дальнейшие поиски успехов не принесли – нашли совсем немного. Дальше не пошли – боялись потерять бабу Дусю, и поставив в траву свои неполные ведёрки стали ждать, обдирая колючки с одежды. Затрещали ветки и продираясь через заросли крапивы из леса вышла бабка. Платок был на боку, фланелевый халат, сплошь облепленный колючками, листьями и паутиной напоминал защитный камуфляж. На спине пустой рюкзак, зато в руках ведра до верха полные калины.

Фото-иллюстрация из свободного доступа
Фото-иллюстрация из свободного доступа
Фото-иллюстрация из свободного доступа
Фото-иллюстрация из свободного доступа

- Грибов нынче нет! – резюмировала бабушка, заталкивая ведро с ягодой в рюкзак.

Прихватив второе ведро, баба Дуся пустилась в обратный путь. Мы с сестрёнкой плелись сзади, пытаясь не отставать, но на полпути оставили эту затею и устроили привал на обочине дороги.

У подъезда нас ждал «бессменный дозор» за исключением бабы Дуси. Она уже успела похвастаться перед подружками уродившейся «нынче» калиной и дома перебирала ягоду. Два следующих дня по подъезду разносился специфический запах пареной калины. На предложения бабки «сходить в лес» мы больше не соглашались.

Прошло много лет. До возраста бабушки Дуси мне ещё далеко. «Дозор» давно сменил своё место жительства, перебравшись на кладбище. Бабу Дусю с Корнеичем забрала к себе их старшая дочка, да и живы ли они?..

Осенью, как когда-то баба Дуся я предложила внучатому племяннику сходить за опятами. Не в Сиульту, а здесь, недалеко, где мы ребятишками собирали грибы. Семилетний мальчишка, не дойдя до леса начал ныть и проситься отдохнуть. Я стала отвлекать внимание ребёнка, рассказывая про лес, про лесных жителей, про своё детство. Мы даже насобирали грибов! Мальчишка спотыкался от усталости, но был доволен, неся «добычу» домой. Уже дома он заранее меня предупредил:

- За грибами с тобой я больше не пойду!