Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Об отказе в постановке на государственный учет объекта

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15 марта 2022 г. по делу № А70-23160/2021

Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным уведомления Административного органа об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Фабула дела:

Общество обратилось в Административный орган с заявкой о постановке на учет объекта НВОС – месторождения песка. При рассмотрении заявки Административным органом установлено, что в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, уже внесен объект НВОС с присвоенным кодом – нефтяное месторождение. Географические координаты места расположения объекта, указанные в заявке, расположены в границах другого объекта, ранее поставленного на государственный учет (нефтяное месторождение). Уведомлением Административного органа Обществу отказано в постановке объекта на государственный учет.

Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось в суд.

Правовое обоснование:

1.Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – «ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

2.Судом установлено, что нефтяное месторождение в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398) является объектом по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, и относится к объектам I категории НВОС.

Также, учитывая уровень воздействия на окружающую среду, в соответствии с критериями отнесения объектов НВОС, месторождение песка соответствует III категории негативного воздействия.

3.Месторождение песка, территориально расположенное на нефтяном месторождении, не входит в состав объектов по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, технологически не связано с объектом НВОС I категории (нефтяным месторождением).

Административный орган в обоснование своей позиции утверждает, что если Обществу выдана лицензия на пользование участком недр, то постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС подлежит весь лицензионный участок, а не отдельные объекты недропользования в составе данного участка.

4.Суд обращает внимание на то, что сам по себе факт территориального расположения месторождения песка на нефтяном месторождении не свидетельствует о том, что оно входит в состав объекта по добыче углеводородного сырья, или связано технологически с этим объектом негативного воздействия.

Кроме того, лицензионный участок включает четыре месторождения. В данном случае территориальное расположение месторождения песка не свидетельствует о неизменной, неизбежной и безусловной технической связи данных объектов, объекты имеют различные категории негативного воздействия: нефтяному месторождению присвоена I категория, месторождения песка относится к III категории.

Таким образом, месторождения песка обладает признаками, позволяющими идентифицировать его в качестве самостоятельного объекта негативного воздействия, следовательно, Общество правомерно направило отдельную заявку о постановке данного объекта на учет в качестве объекта негативного воздействия III категории.

5.Суд не принимает довод Административного органа о необходимости актуализации сведений об объекте НВОС, так как ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен закрытый перечень оснований для актуализации сведений, которые отсутствуют в рассматриваемом деле.

Оснований для отказа в постановке на государственный учет объектов, указанных в пункте 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572) также не выявлено.

Резюме суда:
Факт территориального расположения объекта НВОС в границах другого объекта НВОС, ранее поставленного на государственный учет, не свидетельствует о единстве данных объектов, а также о наличии технологической связи между ними.
При этом, при наличии возможности идентификации объекта в качестве самостоятельного объекта НВОС, отказ в его постановке на государственный учет неправомерен.