1. Ребенок готов к обучению к школе, если он:
- физически здоров, не сильно отстает по росту и весу от сверстников и врач дает направление в школу
- умеет самостоятельно одеваться - раздеваться
- сидит на занятии (за столом) не меньше 25-ти минут
- проявляет интерес к обучению в школе
- любит двигаться, играть в подвижные игры
- стремится подчиняться правилам в игре, контролирует их соблюдение другими участниками игры
- вступает в контакт (отвечает на вопросы, подчиняется просьбам) с незнакомыми взрослыми (врачом, педагогом …)
- сам выбирает, меняет друзей, но постоянно входит в какую-нибудь группу детей по интересам
- умеет попросить о помощи и оказать ее
- может ответить на вопросы типа:
«Как тебя зовут?» (полное имя)
« Сколько тебе лет?»
«Где ты живешь?» (адрес, по возможности, знать домашний телефон)
«С кем ты живешь?» (члены семьи)
«Что ты умеешь делать?»
«Чему ты хочешь научиться?»
«Что ты любишь делать, кушать?»
«Что ты не любишь делать, кушать?»
«Чего тебе НЕЛЬЗЯ кушать?» (если у ребенка аллергия или другие заболевания)
«Что дети делают в школе?»
«Зачем нужно хорошо учиться?»
«Как нужно сделать, чтобы учиться хорошо?» (стараться, слушать внимательно учителя, спрашивать, если не понятно…)
- ориентироваться в таких категориях как
«выше, чем … - ниже»,
«шире, чем … - уже»,
«глубже, чем … - мельче»…
- уметь считать (1,2,3,4,5,6,7,…,14,15,16,17,18….)
- уметь считать в обратном порядке от 10 до 1 (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
- знает буквы, цифры («их название»)
- может делить звуки на гласные (тянутся) и на согласные (звучат коротко)
- может пересказать простой короткий рассказ
- может запомнить и повторить 5-7 новых слов ( после пяти повторов)
- самостоятельно придумывает образ, модель, или нечто, что затем лепит, вырезает, конструирует, рисует
- знает «лево – право»
- может назвать несколько рассказов, сказок, стихотворений, которые знает
2. Ребенок достаточно хорошо готов к обучению к школе, если он:
- может чувствовать и придерживаться темпа и ритма общей работы группы детей (не отставать, не спешить)
- может сдерживать свои мимолетные желания (вслух сказать, выйти взять что-либо)
- чувствует настроение других людей (детей), может поддержать
- умеет объяснить, почему он делает что-то так, а что-то по-другому, считает, что правильно, а что нет (аргументировать свою позицию)
- правильно произносит все звуки
- может определить (в пределах 10), какое количество больше, какое меньше (5 яблок и 3 яблока)
- знать (в пределах 10), какая цифра стоит ПОСЛЕ 5 (шесть) или ДО 3 (два)
- может описать картинку, обобщив, что на ней нарисовано
- знает, в каком городе, стране живет
- может объединять предметы на основе общих понятий: одежда, обувь, транспорт, насекомые, домашние - дикие животные, птицы, рыбы, посуда, мебель…
- может повторить движение за Вами или по нарисованному образцу (человечек стоит, вытянув руки в стороны и подняв одну ногу)
- может показать на другом человеке его левое плечо, правый мизинец…
- может выполнить просьбу типа: «Дотронься левой рукой до правого уха»
- умеет найти левый верхний, правый нижний угол или центр листа
- знает порядок дней недели, времен года
3. Ребенок также к школе может (но не обязательно):
- уметь читать по слогам или бегло
- может определить (в пределах 10) на сколько одно количество больше или меньше другого (7 яблок больше 5 яблок на 2 яблока)
- согласовывать свое поведение с общепринятыми нормами и адекватно ситуации (отвечает вежливо, обращается к взрослым на «Вы», в большинстве случаев придерживается установленным правилам и принятому режиму)
- выделять звуки в слове (например, слово «КОТ» начинается со звука «К», заканчивается звуком «Т», а в середине звук «О»)
- определять количество частей (слогов) слова, «прохлопывая» их в ладоши и «протягивая» голосом гласные (например, «мо-ло-ко» - 3 слога, «во-да» - 2 слога, «дым» - 1 слог, «кни-га» - 2 слога)
НЕ НУЖНО самостоятельно ребенку давать понятия: слог, гласные – согласные буквы…
ГЛАВНОЕ, чтобы ребенок знал: тянется - не тянется звук, сколько частей в слове.
- знать, чем живое отличается от неживого (дышит, питается, движется, растет, размножается)
- давать понятие, услышав его определение (например, «Дом для собаки – это будка»)
- использовать планы, схемы или условные обозначения в игре; может (с помощью взрослого) нарисовать план своей комнаты, группы детского сада, указав, где, что находится
- установливать причинно-следственные связи (что было сначала, а что потом, например «Перед тем, как пойти гулять, я зашел к другу. Что я сделал сначала?»)
- самостоятельно оплачивать что-либо в кассе (при необходимой и заранее подсчитанной сумме денег)
- определять по часам время
Всему тому, что ребенок ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ, ОН НАУЧИТСЯ в школе.
Есть вопросы? Комментарии? Жду.