Найти в Дзене

Путешествия во времени - как (не) изменить прошлое

Оглавление

Всем привет! С вами канал «Феи / Роботы / Пришельцы», и сегодня мы будем путешествовать во времени.

В прошлом выпуске мы говорили о том, как это работает. Кротовые норы, заклинания, перенос сознания и релятивистские скорости. Пока что ни один из этих способов еще невозможен на текущем уровне технологий. Но давайте представим, вслед за авторами фантастики, что у нас есть работающая машина времени. Что можно, а что нельзя делать? Как не стереть собственное «настоящее»? И какие еще парадоксы поджидают отважных путешественников во времени?

Time Warp MtG Art from Strixhaven by Dominik Mayer
Time Warp MtG Art from Strixhaven by Dominik Mayer

Какие бывают правила?

Еще до начала путешествия рекомендуется уточнить, берете ли вы «возвратный» билет или «в одну сторону». В некоторых сеттингах невозможно попасть в будущее, потому что его ещё нет. Тогда доступны только экскурсии в прошлое. Или, наоборот, прошлое свершилось и исчезло, и попасть туда нельзя, а вот в будущее – пожалуйста. Если нужно после путешествия вернуться в свое время, то нам обязательно нужно уметь летать и вперед, и назад.

Не помешает утонить, есть ли законодательные акты для путешествия во времени. Иногда герои отправляются в свое приключение одни, и все свойства континуума узнают на личном опыте – как в фильме «Назад в будущее», например. Но часто машины времени регистрируют, на путешествия выдают разрешения, а каждый шаг в прошлом и будущем контролирует некая «Хронополиция» или даже секретная организация, поддерживающая правильную версию реальности. Например, такую организацию мы видели недавно в сериале «Локи».

Можно ли менять время?

Но главный вопрос — это изменение хода времени. Допустим, мы попали в прошлое. Как это отразится на настоящем? Или заглянули в будущее – лично или через пророчество, и оно нам не понравилось. Можно ли это поменять? Всё многообразие произведений можно разложить на шкале неизменности от максимума, где вся реальность может поменяться от одного взмаха крыла бабочки, до минимума, где все свершившееся зафиксировано и поменять ничего невозможно.

Эффект бабочки. Источник: depositphotos.com
Эффект бабочки. Источник: depositphotos.com

Прошлое, которое можно изменить одним неловким движением. Такое представлено в рассказе «И грянул гром» Рэя Брэдбери, отсюда и сам термин «эффект бабочки». Незначительный фактор, одна раздавленная бабочка в эпоху динозавров, привела к тому, что туристы во времени вернулись в сильно изменившийся мир. Примерно такой же была ткань реальности в романе «Конец вечности» Айзека Азимова. Там существовавшая вне времени организация изменяла целые тысячелетия в соответствии со своими представлениями о всеобщем благе. Для того чтобы целая эпоха пошла по другому пути, достаточно было переместить пару предметов или убрать одного-единственного человека.

На другом конце шкалы у нас история, не подлежащая изменению. Посещать можно любые эпохи и моменты, но изменять их – нельзя. Почему? Может быть, вступает в силу некий защитный механизм самой Вселенной. В ткань времени встроены некие «ограничители», так что при попытке вмешаться происходит что-то радикальное. У Роберта Асприна в «Разведчиках времени» изменить уже случившееся событие не получится – произойдет череда случайностей, которые остановят пришельца из другого времени. Или путешественника мгновенно возвращает в исходную точку. Анахроничный предмет разрушается сам собой. Если отправить во времена Римской империи танк, то на него тут же упадет скала, а если спасти Юлия Цезаря от убийц – то он тут же поскользнётся и свернет себе шею. Череда событий сама откатится к эталонному состоянию.

Распространенная версия изменения истории. Источник: tvtropes.org
Распространенная версия изменения истории. Источник: tvtropes.org

Как вариант – попытка изменить прошлое мгновенно создает такой парадокс, который уничтожит все пространство и время, ну или как минимум покорежит его так, что желания менять историю ни у кого не возникнет.

Самосбывающееся пророчество

Еще один вариант течения времени – это детерминизм. Все события уже произошли, даже те, в которые вмешались хронопутешественники. В романе «Фантастическая Сага» Гарри Гаррисона съёмочная группа отправляется в прошлое, чтобы снять фильм об открытии Америки викингами. В результате их появления оказывается, что они сами и спровоцировали эту экспедицию, а некоторые из членов съёмочной группы с удивлением обнаружили, что заняли место персонажей скандинавских саг. В книге «Время близнецов» из цикла Dragonlance, «Саги о копье», братья Рейстлин и Карамон отправляются в прошлое, в древний магический город, и обнаружат, что все их поступки в точности соответствуют известной версии истории. Чтобы они не делали, несмотря на их активное вмешательство, прошлое изменить нельзя.

Иллюстрация к рассказу  Роберта Хайнлайна «По его следам» (By His Bootstraps 
By Anson MacDonald, художник Hubert Rogers)
Иллюстрация к рассказу Роберта Хайнлайна «По его следам» (By His Bootstraps By Anson MacDonald, художник Hubert Rogers)

Еще яркий пример такого эффекта - рассказ Роберта Хайнлайна «По его следам». Главный герой сталкивается с многочисленными версиями самого себя из будущего. Один и тот же разговор мы видим с двух сторон, в версии более раннего, и более позднего героя. Каждый раз у него есть причины сказать или сделать что-то – и оказывается, что именно так уже и было. В конце герой целенаправленно старается изменить все произошедшее, делает все наоборот – только для того, чтобы в конце прийти к тому же результату. В рассказе Станислава Лема «Седьмое путешествие Ийона Тихого» космонавт, попавший во временную петлю, ругается и даже дерется с самим собой из будущего. Каждый раз его возмущает поведение гостя из завтрашнего дня, но передвинувшись немного «вперед» во времени, он повторяет те же действия, имея на то все основания.

В литературе такой подход описан давно, а в 1980-е был разработан математический инструмент для подтверждения этой теории. Принцип самосогласованности Новикова гласит, что «при перемещении в прошлое вероятность действия, изменяющего уже случившееся с путешественником событие, будет близка к нулю.» Это как раз о том же – чего бы ни натворил путешественник в прошлое, он сделает только то, что уже и так свершилось.

Кстати, фатализм в отношении изменения истории присущ людям со времен античности. У древних греков не было машин для путешествия во времени, но были оракулы, которые точно предсказывали будущее. И тот, кто получал предсказание о собственной ужасной смерти, всегда пытался что-то поменять... И только убеждался, что его действия и приводят к предсказанному результату. Царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки внука. Царь бросил дочь Данаю с ребенком в море в бочке. Они, конечно, выжили, и через много лет подросший ребенок – герой по имени Персей – вернулся в родной город и случайно на состязаниях дискоболов добросил диск до трибуны – прямо в голову дедушке. Да что там отдельные герои! Вся скандинавская мифология построена на том, что грядет Рагнарёк, гибель богов и последняя битва. Уже известно, как будут развиваться события, и какой противник достанется каждому из Ассов – но изменить судьбу не под силу даже Одину.

Меняем историю по чуть-чуть

Между совершенно нестабильной историей и историей, высеченной в камне, лежат многочисленные промежуточные варианты. Прошлое может быть достаточно стабильно, пока воздействие не слишком сильно. Время можно представить как широкую реку. Камень, брошенный в воду (например, несколько боевых роботов, заброшенных в Древнюю Грецию), создаст волны на воде. Но чем дальше, тем слабее будут эти волны.

Кадры из х/ф "Назад в будущее"
Кадры из х/ф "Назад в будущее"

Герои фильма «Назад в будущее» могут не заботиться о мелких изменениях прошлого. В первом фильме Марти наезжает машиной на деревце, и в результате торговый центр «У двух сосен» в его времени станет называться «У одинокой сосны». Больше никаких последствий. Более серьезные изменения, такие как как свадьба его родителей, окажут влияние на существование самого Марти.

В книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» Гарри сперва видит вызванного кем-то патронуса, а через несколько часов узнает, что помог самому себе. Но тут же герои нарушают эту предопределённость, спасая Сириуса Блэка. История сперва повторилась, потом пошла по новому руслу.

Возможно, изменить ход времени можно только в неких опорных точках. Обычно ход времени стабилен и крепок, но есть «перекрестки», где история делает выбор между несколькими вариантами. Такой принцип упомянут в «Докторе Кто», и, например, в романе «Человек напротив» Вячеслава Рыбакова.

Кадр из х/ф "Терминатор 2: Судный День", 1991 г.
Кадр из х/ф "Терминатор 2: Судный День", 1991 г.

Во франшизе «Терминатор» (разумеется, оригинальных частях, написанных Джеймсом Кэмероном) все события предопределены. «Скайнет» отправляет робота убить Сару Коннор, и не только не меняет прошлого, но и наоборот, замыкает кольцо: только благодаря солдату из будущего у Сары родится Джон Коннор, и она воспитает его борцом с машинами. Однако в ключевой точке можно создать альтернативную реальность, в которой Судного дня не случится.

Возможные варианты вмешательства в континуум – это создание мультивселенных. Когда что-то меняется в прошлом - ход событий в основной реальности не меняется. Вместо этого возникает разветвление, параллельная реальность, в которой события пошли по другому руслу. Такие версии миров могут либо оставаться раздельными, либо сливаться в одну, формируя некий «пучок основных реальностей». В этом случае вместо машины времени ученым требуется разработать путешествия между реальностями, и механизм поиска нужной из их бесконечного множества.

Отдельно стоит упомянуть жанр «попаданцев». В этой версии прошлое изменить можно (и нужно), причем это всегда удается сделать самым благоприятным образом. С одной стороны, действий одного человека будет достаточно, чтобы история целого государства пошла по-другому. С другой стороны, все события и исторические личности при этом останутся такими, чтобы знания человека из будущего оставались актуальными.

Парадоксы

Поговорим теперь про парадоксы путешествий во времени. В мирах, где прошлое можно изменить, главный вопрос – это существование самого путешественника и его машины времени, ласково именуемое «парадокс дедушки». Действительно, если переместиться назад и сделать так, чтобы дедушка не встретил бабушку – то путешественник в будущем не появится на свет. Но раз не появится, то значит и не отправится в прошлое – то есть, не сможет помешать собственному рождению. Вот вам и парадокс.

Кадр из м/ф "Футурама"
Кадр из м/ф "Футурама"

Этот парадокс был обнаружен давно, практически с возникновением жанра, и существует много вариантов его решения. В некоторых моделях все течение времени изменится так кардинально, что будет не до парадоксов. Перестанет существовать путешественник, исчезнет машина времени, сотрется все будущее, сколлапсирует галактика. Другой подход создаёт вокруг путешественника некий «пузырь», который защитит его от изменения реальности. А вернувшийся в другое будущее человек будет помнить «правильную», «свою» версию и чаще всего будет стараться всё вернуть. В легендарной стратегии «Red Alert» стирание из времени Гитлера и Эйнштейна создало альтернативные версии истории, но не поменяло основных действующих лиц.

В той модели, где время неизменно, нас будет преследовать нарушение закона сохранения энергии. Информация и предметы будут появляться ниоткуда. Например, кто придумал композицию «Johnny B. Goode» во вселенной фильма «Назад в будущее»? Марти знал эту песню, потому что она существовала в прошлом. Но потом он сам играет ее в 1955 году, где ее услышит Чак Берри. Тот эту песню запишет, и круг замкнется. Получается, что музыка возникла из ниоткуда?

Обложка книги «Фантастическая сага» Г.Гаррисона (The Technicolor Time Machine by Harry Harrison)
Обложка книги «Фантастическая сага» Г.Гаррисона (The Technicolor Time Machine by Harry Harrison)

В романе «Фантастическая сага» герой получает записку от самого себя из будущего. Прочитав важную информацию, кладет записку в карман. А через несколько месяцев отправится в прошлое, и отдаст ее более ранней версии самого себя. Получается, что записку никто не писал, но она существует вечно, раз за разом переходя из будущего в прошлое, не разрушаясь и не истлевая.

Самый главный парадокс хронопутешествий звучит так: «Где же все?». Если в будущем изобретут машину времени, почему мы не видели ни одного гостя оттуда? Стивен Хокинг устраивал у себя вечеринку для путешественников во времени – никто не пришел. Вторая мировая война все еще существует в нашей истории – значит, никто так и не убил Гитлера до его прихода к власти. Во многом этот парадокс похож на парадокс Ферми («Почему мы еще не встретили инопланетян?»).

На этот вопрос можно ответить по-разному. Первый вариант, скучный, он же научный. Путешествия во времени невозможны, так как противоречат законам физики. Или невозможно отправиться в прошлое раньше того момента, когда появилась машина времени. Значит, нам остается только ждать ее появления, и тогда все узнаем. Если ждать совсем невмоготу – можно воспользоваться криозаморозкой, чтобы быстрее попасть в будущее... Как это было в сериале «Саус Парк».

Вторая группа объяснений - фантастическая. Может быть, путешественников во времени ограничивает строгий свод правил, первое из которых запрещает выдавать свое присутствие. Это роднит их с вампирами, городскими магами и тамплиерами. Может быть, та версия реальности, которую мы знаем – это и есть лучший результат, с огромным трудом созданный в Институте Времени, и менять в нем что-то категорически не рекомендуется, по принципу «Работает – не ломай». Такую версию шутливо обыгрывал Станислав Лем в «Двадцатом путешествии Ийона Тихого». Или все изменения отделены от нас тонкой пеленой параллельных реальностей. Или история менялась бесконечное число раз, но вместе с ней мы сами становимся другими – каждый раз возникают новые воспоминания и записи, а прошлая версия исчезает без следа.

В любом случае, у нас будет шанс узнать ответ на эти вопросы. Когда-нибудь в будущем. Или в прошлом.

А сегодня на этом все. Спасибо, что прочли! Пишите в комментариях, какая ваша любимая система путешествия во времени.

Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Яндекс.Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в вашем любимом плеере подкастов.

Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. В следующий раз поговорим об инопланетянах!