Найти тему

«Второй Сталинград» или «Черкасский котёл»

Корсунь-Шевченковская операция является, без сомнения, одним из наиболее известных сражений Великой Отечественной войны. Но под словом «известная», следует понимать, что про эту операцию подавляющее большинство слышало, а не то, что про неё известны все детали и подробности. С последними, как раз всё сложно. Ведь несмотря на большое число исследований, вопросов до сих пор больше, чем ответов. И есть сомнение, что на большинство оставшихся вопросов ответы когда-нибудь появятся.

Давайте начнём с начала. Ко второй половине января 1944 года на этой части правобережной Украины сложилась следующая ситуация. 2-й Украинский фронт после проведения Кировоградской операции истощил силы и вынужден был остановить наступление в результате немецких контрударов.

С 1-м Украинским фронтом было всё очень сложно. В ходе Житомирско-Бердичевской операции, с одной стороны Житомир и Бердичев освободили, но в районе Винницы и Умани немцы подтянули силы и несколькими контрударами остановили наши войска, а затем и вынудили их отступить. Потери наших войск были очень велики, 3-ю танковую армию пришлось выводить для пополнения.

Силы немцев были истощены, но перебросив всё, что смогли наскрести, они создали ударные группировки в районе Винницы и Умани, чтобы встречными ударами окружить и разгромить вырвавшиеся вперёд основные силы нашей 38-й армии. В случае успеха, положение 1-го Украинского могло бы стать очень сложным.

В этих условиях наши войска (с 12-го января) готовят наступление двух фронтов, чтобы окружить немецкие войска в районе Корсунь-Шевченковского выступа. Командование Вермахта не хотело оставлять позиции на Днепре, чем поставило расположенные там войска в очень опасное положение.

2-й Украинский фронт для наступления располагал практически теми же силами

1-й Украинский фронт получил значительные подкрепления. Во-первых, 2-ю танковую армию, один из корпусов (3-й танковый) которой сразу был направлен на помощь 38-й армии в район Винница-Умань. Во-вторых, 47-ю армию и 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Кроме того, два корпуса (5-й гвардейский танковый из состава фронта и прибывший и 5-й механизированный) объединили в новую 6-ю танковую армию. Для восполнения потерь фронту направили 400 танков. Таким образом, на левом фланге фронта создавалась новая ударная группировка, правому флангу которой могло серьёзно угрожать немецкое наступление в районе Винница-Умань.

Тем не менее 24-го января перешли в наступление войска 2-го Украинского фронта, а через день и 1-й Украинский начала наступать. Немцы пытались контратаковать, 27-го им удалось отрезать часть оторвавшихся войск 5-й танковой армии, но это не помогло. Уже 28-го января передовые части двух фронтов соединились в Звенигородке. После чего начали спешно создавать внешний и внутренний фронт окружения. 31-го января немецкая группировка была полностью окружена.

Это карта настоящая, но по ней сложно что-то увидеть.
Это карта настоящая, но по ней сложно что-то увидеть.
А это карта современная, более зрелищная.
А это карта современная, более зрелищная.
А эта карта иностранная, но мне кажется ещё более наглядная.
А эта карта иностранная, но мне кажется ещё более наглядная.

Здесь интересно вернуться чуть назад и рассмотреть состав противоборствующих сторон к началу операции.

1-й Украинский фронт наступал 6-й танковой, 27-й и частью сил 40-й армии, всего 8 стрелковых дивизий, 1 танковый и 1 механизированный корпуса, 285 танков и 118 САУ. 2-я Воздушная армия имела 503 боевых самолёта (164 истребителя, 92 штурмовика, 43 дневных и 192 ночных бомбардировщиков, 12 разведчиков).

Против 1-го Украинского фронта действовала 1-я танковая армия, в составе двух корпусов — 7-го и 42-го армейских. В их составе 34-я, 75-я, 88-я и 198-я пехотная дивизия и корпусная группа «Б», 202-й и 239-й дивизионы штурмовых орудий. Всего 23 исправных штурмовых орудия и 10 противотанковых самоходных установок.

2-й Украинский фронт наступал силами 52-й, 4-й гвардейской, 53-й и 5-й гвардейской танковой, 5-го гвардейского кавалерийского корпуса, всего 22 стрелковых и 3 кавалерийских дивизии, 3 танковых корпуса. С учётом 106 танков кавалерийского корпуса, всего в наступлении приняло участие 372 танка и 20 САУ. 6-я воздушная армия имела 524 боевых самолёта (229 истребителей, 97 штурмовиков, 109 дневных и 70 ночных бомбардировщиков, 19 разведчиков).

Против 2-го Украинского фронта действовала 8-я армия, в составе 11-го армейского и 47-го танкового корпуса — 3-я, 11-я и 14-я танковая, 5-я танковая СС «Викинг», 57-я, 72-я, 106-я, 320-я и 389-я пехотные дивизии, 5-я бригада СС «Валлония», 203-й, 228-й 905-й и 911-й дивизионы штурмовых орудий, 8-й танковый батальон. Всего 128 исправных танков и штурмовых орудий, 17 противотанковых самоходных установок.

Немецкие дивизии хоть и понесли потери в предыдущих боях, но, видимо, были пополнены. Численность пехотных дивизий составляла 6-9 тыс. человек. Было крайне мало исправных танков и штурмовых орудий, но надо же учитывать, что основная бронетехника была к началу операции сосредоточена на других участках. А после начала советского наступления, и, особенно, после образования «котла», немецкое командование перебросило немалые силы. Так, например, приданный дивизии «Великая Германия» 1-й батальон 26-го танкового полка, был 26-го января передан 11-й танковой дивизии и уже с 28-го принял участие в боях. В батальоне было 67 танков «Пантера». Кроме того, поступала техника из ремонта и в некоторых подразделениях в ходе боёв наблюдался существенный рост числа машин, даже несмотря на потери.

Упоминаемое в некоторых источниках количество немецких танков в несколько сотен, учитывает, видимо, списочный состав всех частей и соединений, которые принимали участие во всем сражении, включая боевые действия по деблокированию окружённой немецкой группировки.

Советские стрелковые дивизии, несмотря по регулярное маршевое пополнение, имели обычно около 5 тыс. человек. В танковых частях техники тоже далеко не хватало до штатной численности.

Тем не менее, нам удалось, во-первых, создать значительное превосходство над противником. А во-вторых, судя по всему, нам очень повезло. Наступление началось именно в тот момент, когда немцы на нужном нам направлении были максимально ослаблены и всё их внимание было сосредоточено на других участках фронта.

В результате наступление завершилось успехом. Кстати, оказывается эта операция имела своё название — Звенигородско-Шпольская.

К сожалению, окружить врага мало, надо его ещё в «котле» удержать, дабы он в нём «сварился». И здесь нашему везению пришёл конец.

Но об этом уже отдельно, в следующей статье.

Пока же, как обычно, предлагаю некоторые документы:

Все статьи, связанные с боевыми действиями на Правобережной Украине, будут идти с тегом #освобождениеукраины.

Также рекомендую вам мою статью:

Сколько же раз генерал Жуков окружал генерала Паулюса?

Уважаемые друзья!

Спешу сообщить, что у меня вышла новая книга под названием «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой». В ней рассмотрены наиболее известные случаи танковых боёв самых известных танкистов Второй Мировой. Не только советских, но и немецких, а также есть про польского и французского.

Надеюсь, книга будет вам интересна, а цена не покажется чрезмерной (цену не я устанавливаю).