Найти тему
Совет да любовь

"Ошибка резидента". Какие приемы рассекретил КГБ ради достоверности фильма и почему главная роль досталась бывшему зеку?

1967 год. На пост Председателя Комитета государственной безопасности СССР назначен Юрий Владимирович Андропов. Заступив на должность, новый руководитель решил поднять авторитет органов госбезопасности в глазах народа. Но как? Ведь после 20 съезда партии, развенчавшего культ личности Сталина, говорить в положительном ключе о КГБ было не очень-то принято.

Новый шеф сделал ставку на кино, любимейшее из искусств. При Андропове настоящий бум шпионского кино. Большинство фильмов о разведчиках выпускались под бдительным оком КГБ и - при его полной поддержке.

Надо сказать, что в шестидесятые мода на шпионские фильмы была не только в СССР. По всему миру с успехом шла знаменитая Бондиана – в те годы вышло сразу несколько лент с Шоном Коннери в главной роли. Но в отличие от приключений агента 007, советское кино о разведчиках не было похоже на сказку. Сценаристы старались держаться как можно ближе к правде.

Авторами фильма «Ошибка резидента» были Олег Шмелёв и Владимир Востоков. Таких имен никто не знал ни среди писателей, ни среди сценаристов. За творческими псевдонимами скрывались бывшие разведчики - генерал-лейтенант Олег Грибанов и полковник Владимир Петроченков. Они оба работали в службе контрразведки и занимали там ответственные посты.

Олег Грибанов, генерал-лейтенант
Олег Грибанов, генерал-лейтенант

Олег Грибанов дружил со многими представителями творческих профессий. Почти с самого начала своей работы в КГБ он был связан с кино и порой даже использовал в своих операциях красивых актрис. Так, например, был завербован посол Франции в СССР Морис Дежан. Французский дипломат не устоял против красоты советской актрисы Ларисы Кронберг-Соболевской. Женщина заманила посла в квартиру, нашпигованную видеокамерами. В постели сняли нужный компромат, после чего французский посланник согласился работать на советскую разведку.

Актриса Лариса Кронберг
Актриса Лариса Кронберг

Подобные операции назывались на языке разведчиков «медовые ловушки». В 60-е о них ещё не было принято рассказывать в советском кино, но в багаже у Олега Грибанова имелись другие, не менее интересные истории. Одна из них и легла в основу фильма «Ошибка резидента».

Неожиданным стал выбор артиста на главную роль. Иностранного шпиона сыграл артист Георгий Жженов, когда-то сам осужденный по статье 58-6 – шпионаж в пользу иностранного государства.

В поле зрения НКВД молодой артист попал за дружбу с американцами. С иностранцами он познакомился в поезде. Артисты возвращались со съемок из Комсомольска-на-Амуре, а американцы – из якобы туристической поездки. Кем они были на самом деле, артисты не знали. Они подружились и играли с иностранцами в карты на импортные сигареты. Это одна из версий. По другим сведениям, Жженова взяли после его старшего брата, который критиковал методы советской власти.

Свой срок Георгий Жженов отбывал на Колыме. В 1949 году его снова арестовали – и снова за шпионаж. На этот раз приговорили к ссылке на поселение в Норильск. Только в 1955-м году он был полностью реабилитирован и вернулся в родной Ленинград. Здесь артист продолжил свою карьеру. Советская власть лояльно относилась к людям, отбывшим наказание. После выхода из заключения их не преследовали и не выдавали "волчий билет". Наоборот, у каждого был шанс на новую жизнь. Продолжила работать артисткой и отсидевшая Зоя Федорова, вернулась на сцену Лидия Русланова. Снимался и Георгий Жженов.

-4

Как правило, к съемкам фильмов о работе разведки имели отношение сотрудники КГБ с самыми высокими званиями. С их разрешения съемочные группы даже пускали на закрытые территории и выдавали самый секретный реквизит. Например, героя Михаила Ножкина проверяют на настоящем детекторе лжи, который тогда только-только появился на вооружении спецслужб.

Так выглядел советский детектор лжи
Так выглядел советский детектор лжи

Конечно, разведка не раскрывала в фильмах всех своих секретов, но некоторые приёмы были абсолютной правдой. Например, тот эпизод, где герой Жженова настраивается на известную ему волну. Сначала играет легкая музыка, а потом говорят, что мы передаем для такого-то, и идет группа цифр. Действительно, на бытовом приемнике можно было услышать такую шифровку. Сознательные граждане даже писали заявление в милицию с просьбой разобраться.

История о резиденте так понравилась зрителю, что вышло несколько её продолжений. Всего в роли разведчика Жжёнов снимался в течение 18ти лет – на целый год больше, чем ушло на его лагерные скитания. Так вышло, что за роль шпиона КГБ не раз награждал артиста, а на последнем году жизни Георгий Степанович даже получил квартиру от президента Российской Федерации – бывшего сотрудника комитета госбезопасности.