В продолжение темы моих столкновений.
2008 год запомнился многим разразившимся всемирным финансовым кризисом. Мне он больше запомнился менее известным событием – гибелью парома «Princess of the Stars» на Филиппинах.
Он стал жертвой тайфуна Фэншэнь, за передвижением которого я наблюдал по спутниковым прогнозам погоды, так как судно работало на линии Вьетнам – Тайвань – Филиппины.
Нашему судну повезло – мы пришли в Манилу, когда погода уже успокоилась. О прошедшем тайфуне напоминало большое количество мусора, смытого с берега в акваторию порта, а также тревожные репортажи по местному телевидению о погибших пассажирах парома.
Но соболезнуя пострадавшим от разгула стихии, я должен был сосредоточиться на своих проблемах. Дело в том, что вчера агент из Тайваня прислал письмо, в котором наше судно обвинялось, что наехало на местного рыбака. Координаты места предполагаемого столкновения располагались на пути нашего судна от Каошунга до Манилы на значительном удалении от Тайваня. Рыбацкое судно, якобы проскочило у нас перед самым форштевнем, но все таки получило удар в кормовую часть правой скулой, получив серьезные повреждения. Указывалось и время столкновения – вчера вскоре после обеда.
Помню, что после обеда я поднимался на мостик. Погода была пасмурная, моросил дождик и легкий ветерок гонял белых барашек по поверхности серых вод. При таких условиях небольшой лодочке очень легко спрятаться между волнами. Соответственно, второй помощник должен был усилить радиолокационное наблюдение, о чем я ему и напомнил, прежде чем уйти с мостика.
После получения обвинений в столкновении он был вызван на мостик для выяснения обстоятельств вчерашней вахты. Но второй помощник ничего добавить не смог. Рыбаков в непосредственной близости к судну не наблюдал, удара о корпус не ощущал. Не верить ему у меня оснований не было, я и сам в каюте не почувствовал какого-то удара или необычного содрогания корпуса.
Надо сходить на причал осмотреть скулу, благо, что мы пришвартованы как раз правым бортом. Я взял с собой старпома, чтобы убедиться в обнаружении каких-то признаков столкновения, если таковые окажутся. И действительно, в районе пояса переменных ватерлиний на правой скуле мы разглядели небольшую царапину протяженностью около 3 метров.
Сообщили о ситуации и своей находке судовладельцам. Получили указание царапину срочно закрасить. Ну что ж, свежая покраска не может быть признаком преступления – мы регулярно проводим покрасочные работы, чтобы поддерживать внешний вид судна в надлежащем порядке. Вот только в порту покрасочные работы запрещены, чтобы не загрязнять акваторию порта. Конечно, слой плавающего мусора не дал бы нескольким случайным капелькам краски попасть в воду, но спорить с портовыми властями себе дороже.
Поэтому мы остановились в море, отойдя от порта на достаточное расстояние, чтобы не вызывать вопросов о причине остановки, спустили на воду рабочую шлюпку и закрасили царапину на борту со значительным перекрытием поверхности поврежденной краски.
Заодно механики почистили кингстоны, забившиеся мусором.
Несмотря на наличие царапины, я все таки не был уверен, что она была результатом столкновения с рыбаками в районе Тайваня, а может, была получена несколько ранее. Дело в том, что этому предшествовал еще один подобный инцидент.
Который произошел во Вьетнаме. Мы выходили из Сайгона (прошу меня извинить, но мне привычней использовать многие географические названия по-старому, сейчас это город и порт Хо-Ши-Мин) поздно вечером. Несколько часов по извилистой реке под проводкой местного лоцмана до выхода в море. Ничего необычного. До поры до времени.
Мы следовали по середине фарватера в кромешной темноте. Вдоль берега кучковались рыбацкие лодочки и сети, но они не освещались огнями, их присутствие обозначалось только на экране радиолокаторов. Река имела множество извилин, иногда приходилось резко менять курсы, иногда сразу на 90 градусов. Конечно, управление рулем осуществлялось вручную, на руле стоял опытный рулевой.
Вдруг судно резко начало отворачивать влево без какой-либо команды на руль. Я стоял рядом с рулевым и сразу посмотрел, не переложил ли рулевой руль влево по ошибке или по усталости. Нет. Рулевой сразу начал отводить руль вправо. Но судно продолжало отклоняться влево, в сторону берега и рыбацких сетей. У меня было ощущение, что кто-то невидимый накинул петлю на бульб и тянет нос судна в сторону берега.
Одновременно я и лоцман крикнули рулевому «Право на борт!». После выполнения команды судно немного замедлило вращение влево, потом пошло прямо, всё ещё направляясь в строну берега пол углом градусов сорок пять, и чуть не чиркнув носом по прибрежным мангровым зарослям, начало разворачиваться вправо, на середину фарватера.
Я находился возле рулевого, рядом с электронной картой, наблюдая сближение судна с берегом, а лоцман выходил на крыло. Поэтому я спросил лоцмана, не заехали ли мы в сети. Он успокоил меня, что проехали мимо. Мы последовали дальше на выход в море.
Но через пару часов, незадолго до рассвета, лоцман сказал мне, что портовые власти приказали нам стать на якорь. Они получили жалобу от рыбаков о повреждениях сетей, и даже лодки, и должны провести расследование.
Как только мы отдали якорь, начались звонки по спутниковой связи, сначала от местного агента, потом от фрахтователей из Сингапура. Власти уже проинформировали их о происшествии, и они требовали скорее решить вопрос с властями, чтобы продолжить рейс. Груз, погруженный назначением на Тайвань, должен был транзитом следовать на штаты, поэтому задержка приведет к большим коммерческим убыткам. Я-то был не против следовать дальше, но меня не пускали. Я послал письмо о происшествии в свою компанию, но в Европе его вряд ли кто-либо будет сейчас читать, так там еще ночь.
Вскоре на борт приехали агент, представитель портнадзора, несколько рыбаков. Мне предъявили счёт на 15 тысяч долларов за утопленную лодку и поврежденные сети. Сказали, еще хорошо отделался, что рыбаки успели выпрыгнуть за борт и спастись, то есть обошлось без жертв. Иначе бы мне грозило тюремное заключение.
Я пытался позвонить по спутнику на телефон горячей линии судовладельцев в Германию, но никто не ответил. Фрахтователи продолжали требовать скорее продолжить плавание, иначе могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с простоем судна. Портнадзор сообщил, что мне не разрешат продолжать плавание, пока я не урегулирую вопрос с пострадавшими рыбаками.
Я начал торговаться, так как сумма ущерба мне показалась завышенной. К моему удивлению, они быстро согласились на 10 тысяч долларов. Такой суммы у меня в сейфе не оказалось. Я отдал им то, что имелось, на остаток выписал агенту обязательств рассчитаться с ним в следующий заход из наличности, которую заказал доставить через того же агента.
Вся толпа покинула судно, и мы поехали дальше.
Конечно, у меня возникли подозрения, что меня попросту «развели» на деньги, но у меня не было никаких доказательств, как впрочем и доказательств ущерба пострадавших рыбаков. Было похоже, что агент, портнадзор и рыбаки действовали в сговоре, чтобы «подзаработать» на заезжих моряках. Но как они смогли так резко развернуть судно, чтобы направить его в сторону сетей? Ответа я найти не сумел.
В следующий заход в Сайгон я спрашивал лоцманов, бывали ли здесь подобные случае потери управляемости судов. Говорят, бывает редкое сочетание течения, приливной волны и рельефа грунта, когда образуются завихрения воды или водовороты, влияющие на маневрирование судна. Кстати, в том месте работал земснаряд, углубляя фарватер. Вроде правдоподобно.
Кстати, портнадзор меня попросил дать рекомендации по организации входа – выхода судов. Конечно, там бывает весьма оживленное движение, как транспортных, так и рыбацких судов, многие из которых почему-то не несут навигационных огней в темное время суток. Поэтому я посоветовал им ограничить вход – выход судов в ночное время суток. Хотя бы видно будет, было ли столкновение или нет.
В общем, я так и не знаю, имело ли место быть столкновение с рыбаками во Вьетнаме, а также на Тайване. Это вопрос к юристам судовладельцев и страховых компаний. Меня больше не беспокоили дополнительными расспросами. Спокойно доработал контракт. После отпуска компания предложила новый, то есть претензий не предъявила. Может, мы и не наезжали ни на кого? Просто, новый вид бизнеса – инсценировка столкновений? Кстати, не напоминает «подставы» на автодорогах? Что вы об этом думаете?
Спасибо за прочтение и комментарии.
#море #столкновения
Другие публикации канала:
Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»
«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.