⠀Внезапно и вне всяких планов начав читать Достоевского, я добралась и до этой повести. Удивила она меня не меньше, чем "Дядюшкин сон". Но гораздо менее приятно. Однако обо всем по порядку.
⠀Начнем с того, что повесть не закончена (каким-то образом данный факт оказался для меня сюрпризом и открылся лишь на последней странице). История создания "Неточки Незвановой" вообще сложна не менее, чем ее восприятие. Вкратце - паровозик, который не смог. Достоевский возлагал на сей труд большие надежды и писать старался так, чтобы все ахнули и локти кусали от зависти. Но, в силу различных обстоятельств, работа над книгой затягивалась дольше ожидаемого. А потом и вовсе произошла трагедия с арестом, мнимой казнью и ссылкой писателя. Пережитое охладило Достоевского к "Неточке...". Позже он наскоро переделал незаконченный роман в столь же незаконченную повесть. И фсе.
⠀Отсюда вытекает главный недостаток книги - мы не узнаем финала. Вместо "Истории одной женщины" (как следует из подзаголовка) мы узнаем лишь историю детства и юности Анны, она же Аннет, она же Неточка. Притом юность будет оборвана, как говорится, на самом интересном месте.
⠀Если условно разделить повесть на три более-менее самостоятельные части, то:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
⠀Первая часть, рассказывающая об отчиме Неточки, Егоре Ефимове, - самая интересная. Достоевский препарирует судьбу талантливого, но заносчивого музыканта, которому сразу подавай кресло начальника с миллионной зарплатой... пардон, лучшее место в лучшем оркестре, ибо его талант на меньшее стыдно растрачивать. Все плохие, кроме я. Ну а поскольку без труда не выловишь и рыбки из пруда, Ефимов постепенно скатывается на дно, по дороге растратив весь свой талант и утянув за собой жену, мать Неточки... Как и положено классике, типаж актуален и злободневен в любые времена. У каждого найдется подобный знакомый, не правда ли?
⠀Сама же юная Неточка выдержана вполне в диккенсовом духе и его образов бедных, несчастных детей, страдающих в жестоком взрослом мире. Ну вылитая Нелл из "Лавки древностей".
⠀Вторая часть продолжает повествовать о детстве Неточки, волею случая попавшей воспитанницей в княжеский дом и подружившейся с дочерью князя Катей. Кстати говоря, повесть написана от лица самой Неточки. И то, как представлял себе Достоевский внутренний женский мир и женские же интересы, вызывает попеременно то истерический смех, то скрежет зубовный. Тут все настолько сентиментально, что Карамзин нервно курит в сторонке. Героиня нон стоп плачет, рыдает, истерит, краснеет, бледнеет, болеет, целует, припадает и т.п.
⠀И да, именно благодаря второй части некоторые в описании данной повести используют кликбейтные заголовки вроде "ЛГБТ-книга Достоевского". И приводят даже вполне откровенные отрывки в качестве доказательства. Например:
⠀"Мы пугались, когда кто-нибудь входил. Мы боялись, чтоб нас не застали, когда мы целуемся. А целовались мы в этот день по крайней мере сто раз. Так прошел этот день и следующий. Я боялась умереть от восторга, задыхалась от счастья".
⠀Однако спешу разочаровать (или обрадовать, кого как): нет, тут не про однополую любовь. В те времена в женских институтах был широко развит институт обожания. Девочки непременно должны были кого-нибудь обожать: царя, генерала, учителя. Ну или подружку, на худой конец. Тому весьма способствовала жизнь в замкнутом пространстве в изоляции от внешнего мира, женский коллектив, оторванность от родных в детском возрасте и, как следствие, страстная тоска по любви и ласке. ⠀Очень похожее произошло и с Неточкой Незвановой, горячо тосковавшей по родителям и человеческой теплоте. Ее душа "ждала кого-нибудь". В силу обстоятельств обожать было особо некого, только Катю. Да и у Кати тоже не было выбора, особенно если учесть романтическую загадочность и необычность Неточки, как нельзя лучше подходившую для предмета обожания. Сложись обстоятельства более счастливо, столь теплые эмоции девочки бы, как и положено, испытывали к своим матерям, а не сублимировали.
⠀Третья, незаконченная часть повести, уже откровенно плоха, да простит меня гений русской прозы. Неточка, в силу опять-таки обстоятельств, вновь меняет место жительства и попадает в дом супружеской четы, где странные отношения между женой и мужем явно намекают на какую-то тайну.
⠀Достоевский явно переделывал роман в повесть наспех и с неохотой. Поэтому внимательный читатель непременно заметит, что у новой покровительницы Неточки "детей... не было". А спустя несколько страниц с изумлением узнает, что "тогда еще у ней было только одно дитя и только год как она была матерью". Я даже перечитала, не поверив глазам. Но да, косяк налицо. Речь идет именно о том моменте, как Неточка вошла в дом Александры Михайловны.
⠀Тайна в итоге не стоит и выеденного яйца. Но рыдают, страдают, бросаются на что попало и целуют что ни попадя здесь на порядок чаще, чем в предыдущей части. Подобного соплежуйства и ранее-то было с избытком, но тут писатель превзошел сам себя. В общем, закатив глаза, я взяла с десяток цитат из повести и объединила в один абзац, получив следующее:
⠀"Она судорожно опиралась на меня, изнемогая от душевной скорби, полузакрыв глаза, в неистощимой муке. Я заплакала, закричала и бросилась поперек матушкиной постели... на окно... наверх... к дверям... на колени... к нему... и к ним обоим. Бедная женщина залилась слезами, целовала мои руки, обливала их слезами, с безумной любовью целовала меня. Я вся дрожала, когда целовала ее руку, и никак не могла собраться в силами, ломала руки, предчувствуя роковую минуту. Бедная упала без чувств на пол".
⠀В общем, примерное содержание "Неточки Незвановой" вы поняли, да? И не слишком будете осуждать меня за сей дерзкий отзыв? Если что, я в обмороке.
⠀
⠀P.S.: Справедливости ради надо отметить, что в третьей части повести по-своему интересен образ мужа покровительницы Петра Александровича, упивающегося своим благородством и заигравшегося в него сверх всякой меры. Характер, как и у музыканта, получился вполне узнаваемый. Сколько таких ханжей на белом свете, что не просто в восторге от собственной безгрешности, но и всячески выставляют ее напоказ, без конца заставляя восхищаться собою окружающих!