Да, действительно, 30 марта 2022 года Верховный Суд Российской Федерации отказал в иске, тем самым признав электросамокаты механическими транспортными средствами, а именно — мопедами, со всеми вытекающими последствиями.
Автоэксперт Дмитрий Попов оперативно прокомментировал сложившуюся ситуацию.
Предлагаем вашему вниманию «расшифровку» его короткого выступления.
«Я аплодирую стоя Верховному Суду и Генпрокуратуре, которые нашли в себе политическую волю, для того чтобы поставить жирную точку в споре, является или нет электросамокат транспортным средством.
Напомню, в Правилах дорожного движения кто-то «нелепый» при прочтении ПДД увидев, что в описании «Пешехода» к ним относятся и те, кто передвигаются на роликах и самокатах, или иных подобных транспортных средствах, решил, что «электросамокат» — это тоже «иное подобное транспортное средство».
Я много раз говорил о том, что принцип «подобия» Правилами дорожного движения не определен, и склонен думать, что подобие в данном случае касается способа приведения в движение транспортных средств мускульной силой лиц, размещенных на нем.
Как эксперт рабочей группы при Правительстве РФ, я неоднократно указывал на то, что попытка «загнать» новый способ передвижения под новый термин нелепа, потому что угрозу безопасности дорожного движения создает далеко не название, и даже не количество колес, а только мощность и скорость движения того или иного снаряда, при помощи которого человек передвигается. При этом действующих в настоящее время НПА вполне достаточно, чтобы электросамокат, гироскутер, или иное, приводимое в движение электрическим двигателем транспортное средство (я пока обхожу вниманием «моноколесо») достаточно признать мопедом. В эту категорию попадают двух-трехколесные транспортные средства мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт, да и в Техническом Регламенте таможенного Союза говорится о том, что электрический двигатель мощностью 4 кВт — это мопед.
Минтранс придумывал различного рода поправки в ПДД и другие нормативно-правовые акты (НПА), касающиеся того, что это «средства индивидуальной мобильности» (СИМ).
Я всегда говорил о том, что название — это не главное. Главное, это скорость и мощность, и именно они должны стать классифицирующими признаками.
Какое-то время было затишье, но затем, наконец-то «свершилось»!
Генпрокуратура в своем представлении обратила внимание на скорость движения транспортного средства (возможно, было бы лучше говорить про мощность двигателя, поскольку все НПА говорят именно про это, но, с другой стороны, скорость ведь зависит напрямую от мощности двигателя).
И вот, Верховный Суд, рассмотрев представление Генпрокуратуры, совершенно обоснованно и разумно признал, что вводить новые понятия и термины для установления того или иного способа перемещения не следует, что классифицирующими признаками должны стать обстоятельства, создающие угрозу безопасности дорожного движения. И в данном случае — это скорость.
И указал на то, что электросамокаты являются транспортными средствами.
А каким транспортным средством является электросамокат? Точно, что не велосипедом. Потому что следом за ним по классификации идет электромопед с мощностью от 250 Вт до 4 кВт.
А это означает, прежде всего, что кикшеринговая компания, предоставляя вам в аренду электросамокат, должна, как минимум проверить у вас наличие водительского удостоверения (напомним, категория М — мопеды — автоматически есть у любого имеющего водительское любой категории). Плюс застегнутый мотошлем и ехать, как и положено мопедам (по правому краю проезжей части).
Еще раз аплодирую стоя, что называется, справедливому и вполне своевременному решению Верховного Суда Российской Федерации».
Дмитрий Попов
Образовательный портал «ИСО ПРОФТЕХ»
Больше интересного на нашем канале в ЯндексДзен