Найти тему
Телеканал FAN

Сукэбан. Воинственные девушки

Японская поп-культура подарила нам множество образов. Самураи, ниндзя, офисные работники и даже обычные школьники. Впрочем, не все ученики в Стране восходящего солнца столь просты, как кажется на первый взгляд. Во времена экономического бума именно подростковая культура задавала моду в массовых сериалах и аниме. Одним из значимых явлений того времни стал сукэбан – японские женские школьные банды. Как длинная пуританская форменная юбка превратилась в символ женского насилия, причём тут левые террористы и куда исчезли девочки-бандитки Японии? Расскажем сегодня!

Традиция эмансипации начала проявляться ещё в период Эдо, однако развитие мысли феминизма в Японии полноценно началось с двадцатых годов 20-го же века, в «Демократию Тайсё». Девушек, одевающихся и ведущих себя по-западному, называли «Модэн-гяру». Во время Второй мировой из-за отсутствия мужчин женщины часто создавали группы для ведения хозяйства или объединялись на заводах. После войны бывшие работницы тыла и домохозяйки вышли на чёрный рынок труда и в сферу сексуальных услуг, постепенно вырабатывая собственные правила поведения и чести. Часть из них пытались перевоспитать в специальных заведениях, однако общую картину поменял лишь экономический рост. Параллельно женщины были допущены к политической жизни и начали набирать опыт уличного противодействия в студенческих демонстрациях 60-ых годов. Сочетание тяжёлого военного прошлого, традиций женского воинства и непростой бунтарской социальной атмосферы в японских школах способствовало формированию банд. Первоначально они были мужскими, но вскоре инициативу перехватили дамы. Некоторые женские банды начали совершать налёты и устраивать разборки, применяя оружие и транспорт.

-2

Девушки-сукэбан имели ряд отличительных черт, которые проявлялись в их одежде и поведении. Хотя большинство членов движения еще учились в школе и были обязаны носить школьную форму, делали они это по-своему. Сукэбан укорачивали блузку, не заплетали волосы, дополняли образ различными элементами вроде галстуков-повязок на руку или эмблемы «клана», ведь эстетика организованной преступности перекочевала к простым школьникам именно от якудза. Бунтарское поведение таких школьниц могло проявляться как в банальном курении, так и в прямых физических конфликтах с учителями.

К началу 1970-х годов количество преступных группировок, состоящих из девушек, значительно увеличилось. Вместе с этим в Японии вырос и уровень преступности. Самая известная и многочисленная группа, существовавшая на тот момент - «Союз бандиток Канто». Ее членами было порядка двадцати тысяч девушек из различных префектур Японии. Каждая банда союза имела свои правила и порядки.

Массовая культура незамедлительно отреагировала на это явление. В кинотеатрах появились фильмы жанра «Пинкэйга». Первой такой полнометражной лентой считается «Видение» Тэцудзи Такэти, вышедшее на экраны в 1964 году. Картины «Пинкэйга» отличались обилием сцен насилия и эротики. На телевизионных экранах начали транслироваться множественные сериалы о сукэбан. Часть из них была посвящена жизни хулиганок, но с пресыщением зрителя и формированием полноценного образа сукэбан, бандитки-школьницы стали появляться в шпионских фильмах, сериалах про супергероев и полицейских драмах. Кадры с кастинга «Сукэбан-воин», например, часто путают с фотографиями женщины-главы японской Красной армии – террористического маоистского движения. Неудивительно, ведь в сериале обычная школьница водила катер, стреляла из гранатомётов, использовала другие виды тяжёлого вооружения.

Бандитки стали, в том числе, героями аниме. Одно из первых подобных произведений «Детектив Сукэбан» по манге 1975 года рассказывало про перевербованную полицией участницу сукэбан. Образ хулиганок появлялся во множестве популярных сериалов. Культовый персонаж романтического аниме – Аюкава Мадока, которая несколько лет занимала высшие строчки рейтингов женских аниме-персонажей и повлияла их на развитие, в том числе на цундере и хулиганок, также была участницей сукэбан. Естественно, персонажи из женских банд становились героями произведений, посвящённых и мужским школьным бандам.

-3

Отсылки на сукэбан или героини, одетые в этом стиле, появляются в кино и аниме: от голливудских фильмов вроде «Убить Билла» до анимационных картин «Убей или умри» и «Зомбилэнд.Сага».

-4

С окончанием стремительного экономического роста бунтарские настроения в японском обществе сошли на нет и яркие школьные банды стали распадаться, также как и банды гонщиков, крупные кланы якудза и прочие атрибуты тех времен.

Однако длинная юбка с иероглифами названия банды и едкий взгляд бойцов сукэбан навсегда останутся одним из символов непокорных, богатых и свободных японских 80-ых годов.