Найти тему

"Достаточно хороший" учитель

Студенты педагогических вузов, проштудировав "классиков #педагогики, обычно не скрывают тихого ужаса после списка компетенций, требований к учителю и всех бесконечных: "#Учитель должен, .... должен, .... должен". И всегда спрашивают: " А это все про одного человека?" Конечно, если послушать ожидания родителей первоклассников, то настоящий учитель - это что-то среднее между суперменом, Мэри Поппинс и Марией Монтессори. Она всегда должна быть в хорошем настроении, у нее нет своих дел, никогда и никаких, вся ее жизнь 24/7 посвящена развитию, обучению и воспитанию нашего ребенка. А вот если вы Марь Вановна не справляетесь, то появляются сомнения в вашей эффективности со всеми вытекающими.

У психоаналитиков есть замечательный термин "достаточно хорошая мать" (автор понятия Дональд Винникот). Так, подчеркивается, что как "плохая" мать, так и "идеальная" мать одинаково травмируют ребенка, а вот "достаточно хорошая мать" дает силы и ресурсы для дальнейшего развития. Давайте попробуем перенести принципы "достаточной хорошести" на педагогическую деятельность.

Так вот.

Первое. Учитель должен физически быть. Быть на уроке, быть в процессе, от элементарного раздать задания до оценить и отметить. Кажется, это не про учителя, однако, вспомните, как некомфортно детям, когда учитель заболел и его уроки поставлены на замену. К сожалению, учителя думают о своем физическом здоровье в последний момент, когда уже "скрутило и приспичило". Дорогие наши педагоги, ваше здоровье - это психологическое здоровье наших детей! Берегите себя!

Второе. "Достаточно хороший" учитель умеет справляться со своей #тревогой и успокаивать ребенка. Зададим вопрос: " А откуда мы, ученики в прошлом, узнали, что контрольная страшная, экзамен несдаваемо ужасный? Чьи это страхи?" Оказывается, что учительская тревожность, страх оценки родителями, завучем, министерством и т.д. прочно въедается в процесс обучения и транслируется через поколения.

Поэтому "достаточно хороший" учитель умеет успокоить себя и успокоить ребенка. Он понимает, что его эмоции "считываются" учениками и преумножаются. Помните правило самолета? Сначала надеть маску на себя, а потом одеть на ребенка. С тревогой также: я спокоен - спокоен ученик.

Третье. Достаточно "хороший учитель" признает за собой право на ошибку.

В современной информационной среде учитель не единственный носитель уникальных знаний, поэтому "что-то не знать" - это не страшно. Учитель организует процесс усвоения знаний, обеспечивает формирование умений и навыков "использования" знаний. Поэтому страшно не владеть методами и приемами обучения.

Четвертое. "Достаточно хороший" учитель имеет свою собственную жизнь.

Собственная жизнь, по Винникоту, это отношения с людьми, помимо ребенка, от дружеских до интимно-личностных. Для психологического здоровья необходимо общение (не про #школу!), хобби (без участия детей класса). Умение отвлечься от педагогической деятельности - это ресурс, который позволит открыться "второму дыханию".

Пятое. "Достаточно хороший" учитель понимает свои чувства. Он может отфильтровать усталость от злости, раздражения, изменить темп урока, "включить" нестандартные задания. А это вновь ресурсно: интересно детям, глаза "горят" - трудная тема усвоена без труда.

Для этого пункта важно отметить элементарного эмоционального самосохранения: если методы активного слушания, воспетые на курсах повышения квалификации "не идут", не отзываются, то учитель не мучает ими своих учеников. Возможно, дети пока еще не готовы к такому типу общения, и нужна дополнительная работа, а, возможно, учителю это не близко.

Шестое. "Достаточно хороший" учитель умеет мечтать и радоваться.

Мечта - это всегда про будущее, про завтра, в котором всё получится, все сдадут ЕГЭ, напишут ВПР. А умение #радоваться, давно забытое некоторыми учителями, - это, как ощущение полета, если один раз попробовать больше "ходить" не получится.

Дорогие учителя, Вы больше родителей проводите времени с ребенком, вы знаете о детях, намного больше, чем родители, вы, действительно, оказывается на жизнь ребенка значимое влияние, поэтому становитесь, как можно скорее "достаточно хорошими" учителями!