В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
Приехал домой. Матерь Божья! Тепло, светло, трава зеленая, птички чирикают, солнышко светит. Ляпота! В отличии от города С. Когда уезжал оттуда, снег ещё местами лежал. Пару-тройку дней с друганами погулял, покуролесил, пора и остановиться.
Собрал рюкзак и на неделю в тайгу рванул. Рыбалка на хариуса как раз в разгаре. Малость и побраконьерил, рябчиков, петушков пострелял. Чисто для еды. А то всё рыба, да рыба, в общем, неделя прошла, хлеб-картошка закончились. Да и рыбы заготовил достаточно. Пора и домой.
Приезжаю, а тут и новость хорошая: В посёлок ПМК прибыла, аж из самого Красноярска! И вроде техники ещё нет, но водителей из местных уже набирают. Решил пойти туда, попробовать. До этой новости уже хотел на лесовоз в леспромхоз идти. Пришел в ПМК, спрашиваю:
-Годюсь я в водители?
-А опыт у тебя есть?
Нифигаси себе заход думаю! В деревне работать и опыт требуется?
-Есть, -говорю смело. -Два года на Чукотке и полгода на КрАЗ-256 в городе С.
-Годен, пиши заявление.
Заявление мне подписали. На следующий день на работу выхожу, а работать не на чем. В гараже 157-й, да ЗиЛок ММЗ-555. Оба с нуля, но уже забиты. Спрашиваю у механика:
-И чем мне заниматься?
-Нууу… ну ходи пока по гаражу и гайки пинай, можешь и что другое.
-Да и ладно, мне-то чё, могу работать от этого забора и до обеда, а потом обратно.
Так две недели прошло. Не хилая такая работа. Только вот репу чешу: - «А на что я девок буду охмурять в следующем месяце?» И тут, вдруг команда от начальства:
-Так пацаны и граждане мужики, сейчас по домам и чтоб к вечеру на катере семичасовом как штык были. С недельным запасом на командировку.
Вот это поворот! Вечером уехали в Красноярск. Утром мы уже там были. В гостиницу нас поселили. Блин! Ещё три дня потом в потолок плевали, лёжа на кроватях целыми днями. На четвёртый день механик с утра нас собирает и повёз на базу.
Получили 5 КамАЗов 5511, 3 бульдозера 130-х, 2 экскаватора, 3 скрепера и одну мехлопату «Сталова Вола». Давай мы всё грузить на платформы. КамАЗы своим ходом, всё прочее на вагоны. Всё погрузили, увязали, «железке» под роспись всё сдали.
Поехали в гостиницу-радостные такие! Вечером решили в ресторан сходить. Праздник, как ни как. А в ресторане те 10 человек, чья техника по железке пошла, водку кушают, да икоркой закусывают. А мы впятером всю эту картинку маслом наблюдаем, слюну сглатываем при каждом тосте. Ну кто они после этого? Ладно, думаем, дома отыграемся на вас, свилоги!
По утру, завели мы КамАЗки и покатили домой. Для бешеного волка, 300 вёрст не расстояние. К вечеру уже на пароме были. Почитай дома! Вот тут мы и оторвались, прямо на пароме и начали. А той десятке товарищей ещё ночь пиликать до дому на поезде.
Выкатились мы с парома, от счастья грудь распирает. К гаражу колонной подъезжаем, а нас не пущають. Пропуск требуют! Один КамАЗ в магазин отправили. На два ящика водяры пришлось раскрутиться.
Глоток встречающих много, а нас всего пятеро. И пивом городским не откупишься! Опять те десять в шоколаде, которые поездом едут. И тут нас облапошили! Ладно, прожевали, праздник, как ни как. Два дня, как один пролетели, прибыла остальная техника. Созывает нас начальник на собрание:
-Мужики, приняли мы вас на работу для работы! Есть объём на 4 года. Как вы будете работать, мне по барабану. Вот вам бригадир, он вам всё и расскажет.
На арену вышел Вовка Овсянников. Почему Овсянников? А фиг его знает, но был он таджик! Может у него кто из русских был в кровях, коль русское имя имел. В общем нарисовал он нам картинку:
-Хотите заработать? Причём, очень хорошо заработать?
-Хм! Какие ещё вопросы? Денежки лишними не бывают!
-Тогда ищите себе напарников. На каждой единице техники, должно быть по два человека, бум работать в две смены.
Нормальный, блин, расклад! По 12 часов вкалывать. А по девкам-то, когда? Коль пошла такая пьянка, режь последний огурец! -делать нечего, работа есть работа.
Подобрали мы себе напарников, технику стали готовить. С КамАЗами ни каких проблем! Ничего в них не тянется, даже гайки на колёсах так просто не сорвёшь. Выдали нам журналы какие-то.
-Пишите в них всё, что заметите в машине не ладное, вплоть до того, что лампочка сгорит. Машины, на заводских испытаниях, и в полном вашем распоряжении. Гоняйте их как хотите, но чтоб дело делалось! - было сказано нам.
Вот это подарок от государства деревенскому пареньку! Пока прочую технику протягивали, КамАЗисты тем временем отношения налаживали в деревне: Навоз привёз, плати. Дрова или что другое, тоже плати. А чем плати? В деревне одна валюта: за всё пол литра или две. Есть задел! Прибыль пошла. И девки без ума! КамАЗисты первые парни на деревне, понеслась душа в рай!
В общем подготовка закончилась. Прибыло ещё 2 грейдера. Создалась бригада: 32 водителя-механизатора, 10 рабочих на дорожном строительстве. Опять общее собрание:
-Мужики, строим дорогу, Объём работы большой. Чем раньше управимся, тем больше заработаем. Работаем так: сутки одна смена, сутки вторая. Работаем методом бригадный подряд, то есть деньги, что отпущены на строительство, уже наши. Платить буду исходя из КТУ - Коэффициент трудового участия. Чуете что тяжко будет? Кому не по нраву, ворота знаете где находятся. Замена вам найдётся.
Нет думаю. Так не пойдёт, Большой Север на опыт пошел:
-Предлагаю, одна смена неделю пашет, вторая-другую. Так и учёт проще вести!
-Лады, так и сделаем! Учеником моим будешь-раз котелок варит.
Почему бы и нет, думаю, опыта апну, вдруг пригодится!
Бригадиру говорю: -Володь про повара не забудь, иначе ноги быстрее протянем, чем дорога построится.
-Точно! Про это я чёт и не подумал, решу и этот вопрос. А пока, идите в контору, аванс получите.
-Какой аванс? Месяц на подсосе, зарплату давай!
-Или идите аванс получайте, или ещё месяц как медведи лапу пользуйте. Зато потом больше получите.
Печалька. Месяц прокатали, и бесплатно? Накололи нас в чистом виде! Делать неча, пошли в кассу. Первые, в раздумье от кассы отходят, вторые-уже чуть веселее. Подошла и наша очередь, "старых" работников первого набора. Подкатываюсь к заветному окошечку:
-Прибыл такой-то для получения денежного содержания!
Кассирша загадочно так глянула: -Моему бы олуху, такое содержание! Замуж позовёшь? Своего сразу брошу.
Вот это разворот! А сам, так масляно на неё гляжу. Девочка намёк поняла, краской залилась:
-Ну чем там я тебя так очаровал показывай? Да сама покажись во всей красе.
-Что, прям здесь и при всех? –отшутилась она.
-Ладно, потом сей вопрос решим, без свидетелей, а сейчас ведомость кажи!
Глянул. И чуть авторучку из руки не выронил. В графе с моим ФИО красовалась циферка в 1900 полновесных советских рублей! Мдя уж, удачно я на сей праздник зашёл! Месяц гайки по гаражу пинал, коньяк «Плиску» болгарскую, да «Белый Аист» молдавский с девками попивал, водкой сиё дело запивал и ещё за это, такую деньгу получил! Хоть и вместе с авансом. Сколько же тогда за 4 года в кармане осядет?
Кассирше всё же на всякий случай намекнул, что предложение в силе. А что? Девушка хоть куда, симпатичная, маленькая, тоненькая. Конфетка– леденец да и только! Получили значится аванс, пошли в гараж. Вовка Овсянников говорит:
-Вопрос с вахтой решён! Старики, делятся пополам. Первая половина со мною с понедельника работать начинает, вторая-через неделю. Три дня вам на загул и с понедельника, вперёд на штурм денежной вершины. Андрюха ты со мною в первой партии. Из твоей жидкости меж ушами, мозг делать буду. Свободны.
Ха-ха! Свободны! Деньжищ полные карманы, а он свободны! Кто нас просто так выпустит? Вот тут КамАЗисты и вывернулись! Прыгнули за руль только пыль из-под колёс и увидали оставшиеся! А у нас, свои дела. Шабашки, девочки, покатушки. Надо ж на неделю вперёд оторваться!
Дождался вечерка, когда стемнело, да к дому кассирши огородами рванул. А вдруг не шутила? Постучался к ней, впустила. Ну а дальше уже всё и сладилось. С девочкой вкусняшкой по имени Танюша.
Начались трудовые будни. Коротко-ль, иль длинно, а работа работалась, дорога строилась. КамАЗ трудился аки пчёлка на цветочной поляне. И хоть бы раз ты сломался, зараза! Трудится и трудится, как будто из железа сделан, змей! Только из-под выхлопных коллекторов сморкается маслицем и дразнит: «Давай, водила, трудись».
В посёлке Танюха сохнет. Все глазёнки проглядела! А дорога, всё дальше в тайгу уходит. В общем-то не всё так плохо было. Радость в кассе была каждый месяц, в зависимости от того, где машина работала и от КТУ, денежка не хило так капала. Где 1500 упадёт, а где и за 2000 заглянет. Иногда и три штуки проскакивало, но редко. Таня уже в разряд незамужних перешла, планы на меня строит. А я тем временем ещё и учусь, как бригадой рулить. Ну чем не перспективный мужичок! Не упустить бы!
Помимо дороги, работали ещё и на стройке. Дома новые для леспромхоза строились. Ещё и в филиал на другую сторону Енисея ездили работать. Однажды в командировке в филиале, ребята из второй бригады сорвались в штопор. Положили на бок «Сталову Волу». Поехали они толпою на КамАЗе поднимать её. Весело так ехали! С шутками так с моста через речку и упали. КамАЗ полностью утонул. Только хвостик кузова торчит. Это залёт! А пол бригады в аврале. Арендовали в леспромхозе катер КС-200, чтоб с него трос за машину зацепить, да на берег конец троса вытянуть. Ещё у местных и трелёвочник позаимствовали, чтоб рыбку из мутной водицы тянуть. Часа три тянули, но всё-таки вытянули!
Тут волосы на голове у многих шевельнулись. Пять метров в низ ребята летели, КамАЗ в воду мордяшкой ровно влетел, и удачно так ни одной вмятины спереди. А вот сзади полный пушной зверёк! Заднюю панель кабины начисто выбило, на последних сварочных точках держалась. Всё, металлолом! И как только они все живы остались? Загадка. Впрочем, дуракам и пьяным всегда везёт!
Восстанавливали тот КамАЗ месяца три. Запчасти в воинской части покупали у солдат, минуя офицеров. И всё за счёт водителя. Солдатики сговорчивые оказались, все мелкие запчасти через забор вытащили. А вот с крупняком пришлось помучиться, нужен был двигатель. Но и тут солдатики исхитрились.
Подгадали они, когда их КамАЗы в Красноярск на капремонт погонят. Солдаты в части каким-то способом новый двигун тиснули, и сунули его в машину, шедшую на ремонт. Договорились о месте встречи. Мы привезли свой с кулаком дружбы в бочине. Они, подогнали ПРМку с краном, за полчаса все дела сделали. Конченный движок в их КамАЗ сунули, а новый в наш загрузили. И разъехались. Одни счастливые, с пятнашкой тысяч в кармане. Вторые с одним грустным челом, эту пятнашку отдавшим. Ремонт КамАЗа обошелся ему около тридцатника. Хорошо ещё отделался, иначе, срок ему грозил.
Работы хватало, я набирался опыта, матерел. Так как-то не заметно 2,5 года и пролетели. 1986 год наступил, работа закончилась. ПМК сворачиваться начала. Техника в утиль загнана, но КамАЗы бодренькие ещё. Вот и бортовые журналы изъяли, на завод отправили. Всё Game over.
Подводим итоги: - Кто с нами шаг вперёд, остальные на полный расчёт.
По итогам работы на бригаду выделили талоны на машины: 1 «Волга», 5 «Жигулей», 10 «Москвичей». Желающие, тяните бумажку из шапки пущенной по кругу. «Волга» только бригадиру, всё остальное наше. И приятный бонус для КамАзистов -машины передаются в частное пользование с пакетом документов на них. Надо решать кому достанутся.
У меня было без вариантов: у напарника залёт был крепкий, впрочем, как у всех из второй смены. КамАЗы первой смене достались. Пришло и мне выбор делать: с ПМК на Ангару, ехать не хотелось. И в посёлке оставаться не вариант. Садиться на лесовоз не хочется. КрАЗы! Да и зарплата маловата будет, по сравнению с моей бывшей. Всё! Решено! Возвращаюсь на Большой Север. Только вот моя Танюша, в стойку встала:
-Не поеду! Опять всё с начала начинать! Не хочу, поехали с ПМК дальше?!
-Я не хочу! Как загнанная лошадь опять себя чувствовать.
Хотя, резон был в её словах: КамАЗ то свой! Вон он, за окошком стоит. А значит и зарабатывать можно побольше. Но, упёрся я: «Не хочу!» В общем поругались мы в хлам. Она уехала на Ангару. Хорошо, что пожениться не успели. А я продал за 10 штук свой КамАЗ желающему из своих и рванул опять в город С.
Для справки: Бригадный подряд - методы бригадной организации труда, основанные на внутрипроизводственном хозяйственном расчете; система организации труда, денежных расчетов, оплаты труда, при которой бригаде выдается свой фронт работ, а заработанные бригадой деньги поступают в ее распоряжение и распределяются в самой бригаде согласно трудовому вкладу каждого работника (коэффициенту трудового участия).
Продолжение следует.
Рассказ Андрея О. в редакции автора канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Рассказ художественный, но основан на реальных событиях.
Коллажи созданы автором канала.