Шведский фильм, в котором динамично переплетается языческая идеология, скандинавский минимализм, коллективное бессознательное и современная рациональность.
Фолк-хоррор при ослепительном солнечном свете без единого эпизода в темноте, как обычно по классике жанра. Этника на грани чего-то первобытного, дикого, но завораживающего.
Сюжет: День летнего солнцестояния (Midsommar) – древний праздник, который во всех культурах окутан мистическим ореолом. В отрезанном от цивилизованного мира шведском поселении в этот день проводятся уникальные обряды с многовековой традицией. Именно туда отправляется группа молодых американских студентов-антропологов, прихватив с собой девушку одного из них. Однако вскоре после прибытия друзья выясняют, что местные обряды далеко не безобидны.
«Солнцестояние» показывает сообщество, где все очень гармонично устроено. Люди живут в условиях, когда жизнь делится на 18-летние сезоны: весна (до 18 лет), лето (от 18 до 36 лет), осень (от 36 до 54 лет) и зима (от 54 до 72 лет). Здесь ваша деятельность, ваше положение и даже ваши спальные места зависят от того сезона, в котором вы пребываете. Все члены сообщества разработали образ жизни, который посредством ритуалов приписывает священность каждой части жизни — от рождения до смерти. Завораживающее зрелище — увидеть религию, которая зиждется не столько на служении божеству, сколько на поклонении самому циклу жизни.
Фильм-конфликт: первобытного и современного, дикого и цивилизованного мира, психологии токсичных отношений, конфликт эстетики и уродства.
Хоррор, где всё происходит без особых спецэфектов: вы не увидите монстров, выползающих из глаза существ, зазеркальных ужастиков. Нет. Только размеренная запланированная жестокость, которая принимается как данность. Всё подаётся прямо "в лоб". Все травмы анатомически соответствуют реальности, при всём этом кровавые сцены тонко сбалансированы великолепной цветокоррекцией, операторской работой, национальными костюмами, абсолютно странными иллюстрациями и арт-объектами.
Сочные краски, "органичное" насилие и скандинавский минимализм. Зрелище шокирует и одновременно завораживает. Ко всему прочему, вы тактильно переживаете весь фильм: мягкая зеленая трава под ногами, её запах, лучи солнца на лице, льняная одежда, пропускающая ветерок...
Фильм однозначно не для каждого, но если вы готовы пуститься в водоворот ритуалов под национальные песни и наблюдать за эстетикой, а не только за общим сюжетом – не сдерживайте себя, смело ставьте «Солнцестояние».
Идея фильма: Лучшее, что мы можем сделать — это взглянуть своим страхам прямо в глаза и улыбаться сквозь охватившее безумие.
К счастью, это либо вымышленные, либо заимствованные обряды из мифов, потому что до сих пор существующий в Швеции праздник Midsommar с майским деревом — веселый и добродушный праздник, аналог русской масленицы.
Интересные подробности:
- Фильм начинается с фрески во весь экран, которая буквально служит гигантским спойлером «Солнцестояния», вкратце пересказывая весь сюжет. Обратите на неё внимание.
- Имена главных героев имеют символическое значение. И вообще каждый герой олицетворяет персонажей современного времени, попробуйте их разгадать! Итак, в самом начале мы слышим на автоответчике, что фамилия Дени — Ардор. «Ардор» происходит от латинского слова «ardor», то есть «пыл», «жар» или «страсть». Имя Кристиана, понятное, дело отсылает к христианству и тому, что он становится жертвой и мучеником.
- Крик Дени, который Кристиан слышит в телефоне в начале фильма, зацикливается с воплем, который героиня издает ближе к финалу. Только вот у себя дома ее состояние отпугивает всех, а в Харге ее боль разделяют, совместно поддерживая ее стон, как будто они единый организм. Противопоставление одиночества и общности — важный мотив «Солнцестояния».
- В фильме много отсылок к фильму «Сияние» Стэнли Кубрика:
1) поездка в зловещее место отдыха начинается с верхнего плана, который виляет и переворачивается;
2) книга оказывается бессмысленными каракулями, прямо как рассказ героя Джека Николсона;
3) Дени спит под одеялом с паттерном, копирующим знаменитый пол из отеля «Оверлук»;
4) главную героиню зовут Дени, как и мальчика в «Сиянии», хоть и пишется по-другому (Dani/Danny).
Ну а если вам интересно, какие ритуалы реальные, а какие вымышленные и до какой степени они вымышленные – почитайте отдельно, ибо слишком много спойлеров получится. Спойлер один – вымышленных мало, религиозных отсылок много и все они поражают.