У каждого из родителей будут свои ответы на эти вопросы. Многим из них важно, чтобы ребенок хорошо учился. Мой сын не двоечник, но если он им вдруг станет (всякое в жизни бывает), то любить его меньше от этого я не стану. Он у меня и не отличник.
Бывают дети, которым пятёрки даётся легко, они хорошо учатся без напряга, легко запоминают объяснения учителя, быстро делают домашние задания, материал усваивается без надрыва, они нисколько не устают от учёбы. Так заложено у них природой, всем от этого комфортно. Такие отличники - гордость класса и родителей. И их нечего обсуждать.
Обсуждать стоит другой тип детей. Когда "пятерки" они получают ценой усилий и дополнительных занятий. Родители ставят для них высокую планку. Могут даже шантажировать: "Будешь плохо учиться, у тебя не будет того-то и того...." И ребенок тянет себя к этой планке. Ему кажется, что его не будут любить, если он не будет соответствовать своим родителям с красными дипломами. При этом он жертвует иногда своим сном, прогулкой, тщательно делает все уроки, зубрит, решает олимпиады по выходным. Он вкладывает много сил для того, чтобы достичь этой планки. Гонка за пятёрками, эмоции, напряжение, страх подвести родителей или самого себя - это нездоровая атмосфера для ребенка.
Такой человек вряд ли станет успешным, когда вырастет. Будет ли он заниматься тем, что любит и хочет, а не тем, что хотят от него другие? Будет ли он по-настоящему счастлив в своей жизни?
Чего сейчас хочет именно ребенок, а не родители?
Он гонится за пятёрками, потому что так хотят родители. Они как будто тянут его за уши и желают, чтобы он по всем предметам хорошо успевал и получал отличные отметки. А ведь быть перфекционистом во всём - не так уж и хорошо.
У ребенка должен быть любимый предмет или то, в чем он хочет развиваться больше остального. Например, он станет отличным историком, если уделит этому предмету больше внимания, а не станет стремиться уделять его всем предметам сразу и одновременно в ущерб любимой истории. Ребенок должен научиться распределять своё внимание. Не стоит требовать от него быть абсолютным отличником по всем предметам сразу.
Оценивать не оценки
Оценивать ребенка за его школьные отметки нельзя. Он должен чувствовать, что вы его любите, какие бы оценки он ни получил. Даже двойки. Поэтому я не стану любить меньше сына, если он вдруг после начальной школы "скатится". А такое бывает довольно часто: в начальной школе многие дети отличники и хорошисты, а потом вдруг гормоны, переход в другую школу или к другим учителям, и оценки вдруг появляются плохие.
В таких ситуациях ребенок должен чувствовать любовь и поддержку от родителей, а не слушать их ругань по поводу его "падения с пьедестала" отличника.
Ребёнок вырастет и не вспомнит, какие оценки были у него по каким-то предметам, а отношение родителей к нему запомнит навсегда.
Важно не то, сколько пятёрок он получил, а то высыпался ли он, был ли подвержен стрессу, здоров ли он.
Если ребенок отличник, и это сложилось само собой, ничего негативного это не несёт - то хорошо! Не парьтесь. Если ребенок очень плохо учится и не вылезает из двоек - это плохо. По этому поводу уже нужно "париться", применять какие-то меры, устранять причины его такой плохой учёбы. Во всех остальных случаях психологи советуют не акцентировать особое внимание на оценках, не зацикливаться на них.
У каждого ребенка свой путь, и главное, чтобы он вёл его в правильном направлении, а родители должны поддерживать это направление. И это направление не на отличные отметки.
Как вы думаете: хорошо ли быть отличником и стоит ли заставлять ребенка хорошо учиться? Напишите в комментариях.
Всем желаю отличного настроения!