Жизнь зависимого человека часто протекает во лжи. Он врет не только себе, но и окружающим. Часто постоянная необходимость лгать приводит к угрызениям совести, избавиться от которой помогает очередная порция алкоголя или наркотика.
Поэтому в первую очередь важно стать честным перед самим собой. Осознанное желание бросить пить творит чудеса. У человека появляется стремление доказать себе и окружающим, что он сможет кардинально изменить отношение к себе.
В нашей клинике Первым шагом 12-ступенчатой программы является признание своего бессилия – без которого невозможно начать выздоровление.
Бессилие одно из негативных качеств человеческой сущности, но несмотря на это выздоровление алко-наркозависимого начинается с признания своего бессилия перед проблемой. Осознание своего бессилия переносится тяжелей чем его наличие, и может провоцировать страх, стыд, отчаяние, ненависть.
Наша программа реабилитации включает этот негативный фактор как средство решения проблемы.
"Бессилие — это психологическое состояние человека, эмоционально подавленным, ощущаемым себя ненужным и никчемным человеком, не способным справиться с насущными проблемами."
Практику «бессилие» назначают психологи, либо пациенты самим себе. Альберту предложили взять практику – он без сопротивления согласился.
Регина Наильевна, психолог, индивидуальный психолог Альберта в период прохождения реабилитации
«Столкнуться с бессилием перед собственной болезнью – важный шаг на пути к выздоровлению. Простого понимания «да, я пью» - недостаточно. Пациенту обязательно нужно встретиться с самим собой, своими слабостями, реакциями, своей болезнью. Понять, что есть вещи, которые зависимый не может контролировать.
Практику «бессилие» назначаем либо мы, психологи, либо пациенты самим себе. Мы предложили Альберту взять практику – он без сопротивления согласился. Такое поведение ему свойственно, оно похоже на попытки уйти от реальности.
Альберт, зависимый, проходил практику «бессилие»
«В первую очередь, я хотел проверить самого себя. Я уже второй раз в реабилитации, но практику «бессилие» прохожу впервые. Было скучно, и мне хотелось разнообразить своё пребывание в клинике.
Я однозначно проверил на прочность своё терпение - когда не мог видеть других и отвечать им. Только жесты. В целом, быт давался легко. Никто не издевался, подножки не ставил. Перемещаясь по отделению, я «прорисовывал» у себя в голове окружение. Хотя это не особо помогало. Я всё равно обо что-то ударялся. На кухне мне помогала Ольга (пациент) - наливала чай, относила тарелки.
Регина Наильевна, психолог, индивидуальный психолог Альберта в период прохождения реабилитации
Были те, кто ему помогал - проявляли созависимое поведение. Альберт и сам об этом рассказывал, что своей помощью окружающие ему только мешали столкнуться с бессилием. Тем не менее, он и сам не пытался себя защищать – он быстро ходил по отделению, постоянно во что-то врезался, ронял, не пытался принять бессилие и исправить ситуацию. Мы это называем «выученной беспомощностью» - когда пациент не пытается поправить собственное положение, хотя имеет для этого все инструменты. Руки ведь у него есть? Можно ими пользоваться, «прощупывать» пространство, снизить скорость перемещения и т.д.
Альберт, зависимый, проходил практику «бессилие»
Но в бессилие я провалился только в последний день практики. Один из пациентов упрекнул меня в том, что моя семья сейчас за меня переживает, находится в сложном положении, а я тут «развлекаюсь». Без маски и запрета на разговоры я бы просто отвлёкся от этих мыслей. Но в данной ситуации наступила сплошная безысходность. Представьте, я не могу проговорить свои мысли, не могу сменить фокус. Это доводит да слёз.
Самое главное, что я для себя вынес - это присутствие в моей жизни беспомощности. Оказывается есть вещи, на которые я не могу повлиять, не могу контролировать. Это помогает понять свою болезнь. Раньше такого я не испытывал.»
Регина Наильевна, психолог, индивидуальный психолог Альберта в период прохождения реабилитации
После снятия повязки, Альберт сначала плакал, но очень быстро подавил свои чувства. Он проговаривал, что находился в бессилии, и в первую очередь не мог избавиться от собственных мыслей, не мог переключиться. И это хорошо. Признать бессилие, пусть и таким образом – значит сделать шаг к выздоровлению.»
Александр, зависимый, работает консультантом в отделении реабилитации
«У меня безмерное уважение к пациентам, которые выбирают практику «бессилие». Осознанно пойти на такие ограничения – это значит проверить на прочность свои возможности, испытать своё терпение, систему реагирования.
Когда я проходил программу реабилитации – у меня не было возможности взять практику «бессилие», к сожалению. Сначала долго откладывал, а потом стало поздно – меня выписали. Но я каждый раз вижу пациентов в повязках, и их опыт для меня очень ценен.»
Ольга, зависимая, помогала Альберту во время практики по собственной инициативе
«Я не понимаю этих практик. По-моему, они не обоснованы и не имеют никакой связи с реальной жизнью.
Я не понимаю, на что они могут повлиять и не уверена в их результативности. Я просто помогала Альберту, потому что видела, что ему тяжело даются бытовые вещи. Помогала ему налить чай, помогала с едой, помогала ориентироваться в пространстве.»