Найти тему
Росгвардия

В Росгвардии вспоминают подвиги бойцов Краснознамённых частей войск НКВД в 1941-42 годы

31 марта 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР сразу две части войск НКВД – 175-й полк по охране важных объектов промышленности и 46-й отдельный бронепоезд – были награждены орденом Красного Знамени. Это был знак особой признательности государства воинам-чекистам, проявившим мужество и героизм в тяжелейших оборонительно-наступательных боях на юге СССР в 1941 и 1942 годах.

С началом Великой Отечественной войны 175-й полк войск НКВД по охране важных объектов промышленности, находившийся в составе 71-й бригады войск НКВД и дислоцированный на Донбассе, массово пополнился призванными на военную службу сотрудниками милиции. В полк влились милиционеры Запорожской, Днепропетровской и Сталинской областей.

Как отмечает приказ 19-й дивизии войск НКВД (впоследствии 17-я бригада была переформирована в 19-ю дивизию войск НКВД) в феврале 1942 года, «…деятельность частей бригады на ростовском направлении по разгрому группы Клейста, на дебальцевском направлении по разгрому группы Шведлера, бойцы бригады проявили храбрость, мужество и упорство в боях».

Особо отмечались подвиги кавалеристов эскадрона, ранее переданного полку Сталинским (ныне территория Донецкой Народной Республики) облотделом НКВД, и разведчиков полка.

В борьбе с немецкими оккупантами – отборными частями СС «Норланд», «Вестланд», «Германия» и другими частями СС воины-чекисты успешно штурмовали укреплённые противником позиции и, как отмечает исторический документ, «с гранатами ходили в атаку на танки противника…»

Именно 175-й полк во взаимодействии с частями 74-й Таманской дивизии РККА и 95-м пограничным полком особого назначения НКВД сумел полностью отбить у врага г. Дебальцево на Донбассе в ходе наступательной операции в декабре 1941 года.

Многие сотни воинов-чекистов полегли в этих боях, а в мировой военной истории навечно остались две удивительные истории, отражающие, с одной стороны, ожесточение битвы, а с другой стороны, человеческие характеры служивших и сражавшихся в составе полка людей.

В боях погибли друг за другом с разницей в восемь дней санинструктор миномётной роты красноармеец Зоя Комардина и её муж – командир одного из батальонов 175-го полка старший лейтенант Василий Комардин. В этом же полку служили и воевали плечом к плечу в одном пулемётном расчёте отец и сын – Лука и Николай Труши. Когда в одном из сражений за посёлок Октябрьский погиб старший из Трушей – Лука, к пулемёту немедленно встал его сын – Николай Труш, беспощадно разивший противника, пока не получил ранения обеих ног.

Отец и сын были удостоены редкой для того времени награды – орденов Красного Знамени.

Летом 1942 года 175-й полк в составе 19-й дивизии войск НКВД стойко проявил себя в обороне Кавказа, участвуя в боевых действиях в обороне на станции Маныч, хутора Весёлого, станиц Пролетарская, Ивановская, Суворовская и под Пятигорском, уничтожая танки и живую силу врага.

Славу неуязвимого для снарядов и авиабомб снискал себе уже в августовских боях 1942 года на подступах к г. Грозный 46-й отдельный бронепоезд войск НКВД, который зачастую действовал в одиночку, неожиданно для врага появляясь словно из ниоткуда. 28 августа он сходу разгромил неприятельскую разведгруппу, а на следующий день в первом большом в своей истории бою – ураганным огнём своих орудий разметал механизированную колонну противника в районе разъезда Тепловодный.

Раз за разом 46-й бронепоезд (бепо, как сокращённо называли тогда бронепоезда) участвовал в ожесточённых схватках, в одних случаях поддерживая наступающие войска, а порой – самостоятельно захватывая станции и разъезды.

В историю Великой Отечественной войны бронепоезд вошёл, прежде всего, как участник обороны железнодорожного участка от станции Беслан до города Орджоникидзе (сейчас – г. Владикавказ) в ходе битвы за Кавказ.

Действуя уже в составе группы других бронепоездов 9-й армии, 46-й уничтожал гитлеровские группировки, двигавшиеся на столицу Северной Осетии. Бил по скоплениям врага, участвовал в контратаках, отбивал от врага мосты через реки.

Конечно, никаким неуязвимым он не был. Бронепоезд часто бомбили с воздуха, а в один из дней он выдержал налёт нескольких волн вражеских бомбардировщиков. От бомб и артобстрелов погибли 7 его бойцов и ещё 11 были ранены. У бепо было разбито орудие одной из башен и две контрольные платформы. В иных случаях его пытались вывести из строя диверсанты. Они подрывали рельсы на пути бронепоезда, стараясь сделать его малоподвижной мишенью для своей артиллерии и авиации. Но всякий раз, быстро восстановив взорванные рельсы, его экипаж уводил бронепоезд из-под удара, чтобы вскоре появиться на другом участке боя.

В ходе битвы за Кавказ 46-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР уничтожил 23 вражеских танка и бронемашины, 6 миномётных и артиллерийских батарей, 26 автомашин и до полутора тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

По количеству уничтоженной бронетехники и живой силы врага 46-й бронепоезд войск НКВД входит в число самых результативных из бронепоездов, когда-либо и где-либо действовавших на мировых войнах.