В моей тихой обители мы вновь встречались, чтобы читать сказку, наперекор суровой реальности.
И сказка эта была про кота.
Очень удивительная на фоне других историй об инициациях сказка про заколдованного кота.
А знаете ли вы, что сказки о заколдованных животных могут рассказать нам об историях даже куда более древних, чем инициация?
Животные - помощники в сказках, как отголосок тотемизма
В доцивилизационные времена, когда еще не было ни шаманов, ни, тем более, четко организованных культов, люди промышляли охотой.
Это была не та привычная охота, о которой мы говорим сейчас.
Ведь из средств обороны у человека с собой было в лучшем случае копье, которое не имело прицела и не всегда пробивало толстую шкуру животного.
В этой схватке, почти как по заветам веганов, человек и животное были плюс минус равны.
Человек был почти животным.
Это служило особой эмоциональной связи охотника со своей жертвой и рождало в его душе немыслимые сейчас переживания.
Охотник становился целым со своей добычей.
Он не забивал животное, он был таким же хищником, как и все остальные.
В его голове рождались мысли, подобные т м, что озвучивает Муфаса в мультике “Король лев” о единстве природы и ее круговороте.
Его тело станет удобрением для пищи животных, на которых он ведет охоту.
Мир каменного века был пантеистичным, то есть хранил убеждение о том, что вся наша жизненная энергия - это единая мировая душа, а мы - лишь ее проводники.
Это отразилось в древних ритуалах племени, не имевшего еще совершенно никакого, пусть даже самого примитивного, института священства.
В своих танцах, песнях и рисунках охотники изображали животное, которое было воплощением их племени, или то, на которое предстояло охотиться.
Изображения становились тем, что мы сейчас называем “тотем”.
Цивилизация развивается, а вместе с ней развивается форма и содержание представлений тотемизма. Мы видим богов, обладающих частями тела животных, животных - богов и животных - духов, вроде японский ёкаи.
Посмотрите, как это нашло отображение в шведской сказке “Кип заколдованный кот”.
Сюжет сказки и история об инициации
У королевы была любимая кошка.
К ней, как к духу - покровителю она обращается, в своей скорби о бездетности.
И кошка слышит мольбы: у королевы рождается дочь.
А у кошки - котенок.
Потому что это дух, который воплотил в себе весь род.
Этот котенок, конечно же, связан с юной принцессой.
Он приходит, когда девочка достигает возраста совершеннолетия.
Об этом мы узнаем, потому что по прошествии совсем небольшого времени принцессу выдадут замуж.
Дух - покровитель зовет свою подопечную пройти инициацию и она идет в лес, следуя этому призыву.
Это похоже на шаманскую болезнь, где духи выбирают себе посланника сами.
Такое явление стало прототипом инициации, поэтому в ряде сказок мы видим, как юноши и девушки сами, или по зову волшебного животного уходят из дома.
Часто найти место проведения инициации было частью самого обряда.
К примеру, если мы вспомним сказку о Гензель и Греттель то там дети, заведенные в лес тоже самостоятельно находят пряничный домик.
А вот в истории про Румпельштицхена показан более развитый обряд инициации, где девушку сопровождают до места проведения испытания.
Но почему этот котенок - не просто котенок, а самый настоящий дух?
Что выдает в котенке духа - помощника?
Не считая того, что Кип говорит человеческим языком, во время чтения мы обратили внимание на очень интересный момент, который в детстве не бросался лично мне в глаза.
Посмотрите, как котенок меняет размеры.
Вот он зовет принцессу из кустов, а вот он уже уносит ее, спасая от великана.
К слову, поступает он, как и следует духу покровителю, помогает девушке переродиться после обряда инициации.
По возвращении домой принцессу охватывает неожиданная тоска.
Уж не тоска ли это по ушедшему детству?
И, чтобы ее развеять предлагается деву выдать замуж.
После свадьбы принцесса обнаруживает в своих покоях кипа.
И тут произойдет ситуация, которая знакома многим хозяевам маленьких котят, которые очень поторопились с их именем.
Почему кип не женится на принцессе?
А теперь, признайтесь, вы тоже думали, что вот на свадьбу явится котенок и обернется сказочным принцем.
Не тут то было.
Засыпая в ногах, он превращается…в принцессу!
А все потому, что это - дух покровитель, и он - аспект главного героя, а вовсе не партнер.
Он настолько неотделим от героини, что является ее частью и все, что происходит у героини, произойдет у духа покровителя и наоборот.
Этим и заканчивается сказка.
Обе принцессы рожают детей в одно время и дружат семьями.
Чем не идеал тотемиста?
В следующий раз мы разберем, пожалуй, самую известную сказку про котиков и постараемся ответить на вопрос, почему эти животные так любимы в европейской культуре.
Как думаете, кто мог бы стать вашим тотемным животным?