В самом начале, не раскрывая карт, предлагаю выполнить такой эксперимент (взят из книги Ф. Перлза "Практика гештальт-терапии"; Москва, 2005 г.):
Выберите какую-нибудь ситуацию в прошлом, не слишком давнюю и не слишком сложную: например, посетите в фантазии дом вашего друга/родителей, или вспомните последнюю встречу с друзьями/близкими.
Закройте глаза.
Что вы видите? Дверь: кто-нибудь её открывает? Обстановку? Других людей? Не старайтесь вытаскивать что-то из ума насильно, искать что-то, что "должно" быть здесь: просто отправьтесь в то место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть. Вместе с этим отмечайте, что получается вспомнить легче всего, а какие детали ситуации могут отсутствовать. Попробуйте.
Как и в любых других экспериментах, может возникнуть сопротивление по типу: зачем мне это/ мне лень/ я и так всё помню и т.д. Но эти несколько минут помогут вам узнать о себе больше и выявить возможные трудности процессов припоминания.
Просто смотрите в это воспоминание. Рассматривайте образы, как если бы они присутствовали перед вами, без попытки вспомнить все детали — они сами постепенно будут появляться (это не мгновенный процесс, мозг по цепочке достаёт информацию из систем памяти).
Анализ воспоминания.
В первую очередь хочу сказать о некоторой хитрости несовершенстве чистоты эксперимента: в инструкции был задан вопрос: "Что вы видите?", — это настраивает на воспоминание зрительных образов. Зрение считается ведущим каналом для восприятия нами информации из окружающего мира, однако не у всех людей оно имеет превалирующее значение. Вполне возможно, что лучше всего вам удалось вспомнить не столько обстановку в ситуации и внешний вид других людей (зрительная информация), но, например, звуки/голоса (аудиальная инф.), или даже собственные ощущения (кинестетическая инф.): в тот момент мне было холодно/жарко, я вспоминаю, как стою на полу/ковре босиком, помню, что я держал в руке какой-то предмет... Или даже "в тот момент у меня болел живот/голова, был заложен нос" и т.д. А может, вы вообще вспомнили запахи или вкус еды (обонятельная и вкусовая инф.)?
Тут мы можем выяснить, какая же информация является для нас наиболее и наименее "значимой": какому её типу мы в каждом моменте времени уделяем больше внимания, а какому меньше. Это и влияет на запоминание, а потом и воспроизведение из памяти.
Попробуйте ещё раз провести эксперимент с воспоминанием, уделяя внимание всем перечисленным видам информации: постарайтесь вспомнить не только то, что вы видели (насколько это возможно), но и то, какие тогда были запахи и вкусы, какие были звуки (может, звучала музыка?), что вы чувствовали? Притрагивались к чему-то? Двигались ли вы? Как эти ощущения вспоминаются сейчас?
Для многих людей серьёзным затруднением является вспомнить лица своих родных и друзей. Здесь можно говорить не только о том, что эта информация для запоминания "расценивается" мозгом как менее значимая: вполне возможно, что так проявляется ваше внутреннее сопротивление воспоминанию. Например, вы очень чувствительный человек, и с близкими людьми у вас связаны сильные эмоциональные переживания: приятные или неприятные, — а посредством сопротивления мозг "оберегает" вас от них, т.к. могут возникнуть трудности при "погружении" в те воспоминания.
А может быть и так, что в контакте с другими вы больше внимания уделяете себе — своим мыслям, переживаниям о внешнем виде, формулировке своих идей и т.д.
И это касается информации любой модальности, не только зрительной.
Есть ещё один отличный способ узнать, какой "язык" для вас более близок: откройте любую свою переписку, внимательно просмотрите свои сообщения. "Слова-индикаторы" какой модальности вы чаще всего используете в разговоре? Вот, к примеру, несколько ключевых моментов:
- Визуалы: "смотри/посмотри", если вы ничего не показываете, а используете как привлечение внимания к дальнейшим вашим словам; "представь" в контексте образов; "точка зрения".
- Аудиалы: "послушай"; "услышь меня"; "улови смысл"; "я слышал" (про, например, новость, которую прочитал). Кстати, общение по телефону для них не вызывает никаких трудностей/сложностей, тогда как для других "комфортнее" было бы личное присутствие в разговоре или отправка текстового сообщения. И я даже не беру сейчас во внимание тех людей, кого телефонный разговор тревожит.
- Кинестетики: "ощути", "прочувствуй" в контексте погружения в разговоре в какую-то ситуацию; "жаркий спор"; "достучаться"; "ускользнуть". Думаю, тут хорошо улавливается особенности каждого "индикатора" — в нём можно увидеть указание на определённую модальность.
Забавно, но, думаю, кто-то из вас явно слышал или сам использовал такое слово, как "чую", "чуешь?". А "запахло жареным"? Понятно, к какой модальности их можно отнести? :)
Что лучше всего вам получается описывать внутри воспоминания? Образы, звуки, тактильные ощущения? А где будто бы "словарного запаса" не хватает?
Если у вас получилось осознать, какой вид информации менее всего поддаётся детальному воспоминанию, попробуйте в свободное время "исследовать" обстановку по-новому:
- Внимание вкусовым ощущениям. В первую очередь при проведении данной практики нужно отказаться от других дел: просмотра новостей/ленты, прослушивания подкаста и т.д. Только еда, только
хардкорей вы сейчас уделяете внимание. Ещё не пробуя блюдо: можете ли вы примерно предсказать, какой будет вкус? Постарайтесь его описать настолько подробно, насколько получается (даже если еда для вас "безвкусная" — это тоже описание). А теперь отделите кусочек, закройте глаза и попробуйте его. Какой он на вкус? Консистенции? Вам нравится? А что бы вы изменили? Как думаете, что из ингредиентов в первую очередь определяет вкусовые качества этого кусочка? Пробуйте изучать разные ингредиенты блюда отдельно друг от друга: в начале листья салата, потом хлеб, что-то из овощей, гарнир... После детального изучения нескольких ингредиентов пробуйте их постепенно смешивать: брать сразу лист салата и хлеб. Как смешивается вкус? Вы можете сейчас отдельно ощущать вкус салата? А хлеба? Или это пока просто какая-то "общая масса" вкусов? В последнем случае можно пробовать ещё раз уделять внимание отдельным ингредиентам/частям блюда. Кстати, отлично помогают игры по типу "угадай, что я тебе сейчас дам съесть"!.. Какой лимон на вкус? А если с сахаром? - Внимание к запахам можно улучшить в контексте прошлой практики, поскольку восприятие вкусов и запахов неразрывно связано. Если же говорить о других упражнениях, попробуйте в следующий раз задержаться, проходя мимо пекарни (лучше выбрать приятный запах для практики). Напоминает ли этот запах что-то из вашей текущей жизни? А из прошлого? Например, из детства! На что он похож? Какие ассоциации и воспоминания он вызывает? Можно ли в этом "общем" запахе выделить отдельные? А какой запах преобладает?.. А как пахнет ваш любимый человек?
- Внимание кинестетическим ощущениям. Да, тут нужно трогать) Возьмите любой предмет под рукой. Попробуйте ощутить, какой он температуры? Какая у него текстура: предмет гладкий или шершавый, с зазубринками? Проведите по нему пальцами с открытыми и закрытыми глазами, поменяйте скорость проведения пальцев. Меняются ощущения? Есть ли в предмете трещинки, выемки, углы? С какими они краями? Ведите пальцем по ним и старайтесь ощутить каждый миллиметр. Переключитесь на что-то новое: потрогайте дома своё полотенце, а в след за этим — кафельную плитку. В каких чувствах можно описать их различия? Яркие ли они для вас?
- Внимание звуковой информации. Лучше всего помогает закрыть глаза. Закройте их и сосредоточьтесь на том, что вы слышите. Первоначально это может быть как вереница неразделимых звуков, шум. На первых этапах просто дайте себе спокойно слушать то, что вы слышите и как вы слышите. Ведь уже сейчас вы направили внимание на ту информацию, осознание которой ранее для вас не являлось в полной мере привычным. В дальнейшем ваше внимание станет выделять в этом шуме отдельные звуки. Если это получается — пробуйте на них сосредоточиться, игнорируя любые другие звуки. Затем снова погружайтесь в общий шум (подобное упражнение подробно описано в статье "В метро с закрытыми глазами"). Какие музыкальные инструменты задействованы в вашей любимой песне? А в чём для вас изюминка голоса солиста?
Также отличной практикой послужит внимание к голосу собеседника: насколько он высокий/низкий/еле слышимый? Он монотонный или переливается разными интонациями? Резко звучит? Легко ли понять произносимые слова или речь слегка смазана? Дрожит ли голос? А как обстоит дело с паузами? Они выдержаны или отсутствуют? Может, их недостаточно? Вам комфортно слушать данного собеседника? А что именно нравится или не нравится конкретно в голосе? Соответствует ли его тон тому, что говорится? А предполагаемое состояние собеседника? Попробуйте спустя какое-то время вспомнить голос этого собеседника и отдельные его характеристики.
- Внимание зрительной информации. Посмотрите на какую-нибудь картину или предмет, который вам нравится. Из каких частей он состоит? Чем они отделены друг от друга: цветом, металлической вставкой, выемкой? Проследите глазами за каждой видимой линией, она прерывается или нет? А если да, то как и чем? Есть ли на предмете какие-то только ему свойственные во внешнем виде признаки: пятна, царапины? Как на предмет падает свет, а где образуется тень? Рассмотрите все детали отдельно, при возможности, трогая их: какой текстуры, температуры... Затем окиньте взглядом предмет целиком. Что могло поменяться в вашем восприятии? Заметили ли вы при изучении предмета что-то для себя новое? В его виде? В своих представлениях о нём? Вспомните, как выглядит ваша любимая обувь, попробуйте детально описать её.
Можно придумать любое другое упражнение, которое вы посчитаете для себя подходящим и помогающим "прокачать" внимание к восприятию той или иной информации. Для любой практики общим является попытка первоначально воспринять весь "шум" определённой инф. модальности, а в дальнейшем уже пробовать выделять отдельные его компоненты (разные запахи/вкусы/звуки/тактильные ощущения и т.д.).
Увидев красивое здание, только подойдя к нему ближе мы сможем рассмотреть каждый его кирпичик, все трещинки и даже найти в них что-то неожиданное: например, проросшее семечко полевого цветка. И трудно найти "предел" для углубления этого изучения. Так мы начинаем видеть не просто "здание", а отдельные его элементы. Так мы открываем новый мир.
Когда мы уделяем внимание одной модальности, в той или иной степени задействованы и другие: мы трогаем и видим ощупываемый предмет; мы слышим звуки и видим окружающую обстановку и т.д. Восприятия чистой модальности достичь крайне сложно, если вообще возможно в привычных условиях: даже закрыв глаза и пытаясь сосредоточиться на звуках, мы не перестаём ощущать своё тело в пространстве. Однако это и отлично. "Сцепленность" модальностей значительно облегчает процесс воспоминания: та или иная информация из воспоминания помогает воспроизводить недостающие его элементы. Например, вспоминая вкус еды при определённой практике, мы можем вспомнить не только её внешний вид, но и то, как ощущались тогда столовые приборы в руке (например, тяжёлые, холодные, неудобно большие и т.д.), как выглядел стол, и т.д., что значительно оживляет и наполняет наше воспоминание.
А вот та область мозга (зона "ТПО", или височно-теменно-затылочная область — обведена красным цветом, находится на стыке этих областей), где происходит обработка информации из внешней и внутренней среды "в комплексе", "сцепливание" её в единые образы (например, можно по памяти описать вид карандаша, тактильные ощущения от него и даже примерный звук, если представить, что он упадёт на пол).
Для чего "прокачивать" все каналы восприятия информации?
Как минимум, это помогает расширить возможности осознавания: укрепить, сделать более целостным и насыщенным опыт нахождения в моменте (что, как мы уже выяснили, крайне эффективно скажется на запоминании того или иного события, обстановки и людей, разговоров с ними). Развивает воображение и творческий подход к решению задач.
А какие модальности превалируют у ваших друзей? Есть теория, что легче всего люди находят общий язык с "такими же" визуалами/аудиалами и т.д. Просмотрите ваши переписки, какие слова друзья/родные используют чаще всего? Попробуйте в разговоре с ними использовать привычный для них способ коммуникации: например, вместо привычного "послушай меня", скажите "моя точка зрения заключается...".Возможно, так вы сильнее привлечёте его внимание.
Попробуйте, например, "визуалам" подарить на день рождения поход на выставку одного из его любимых художников. А "кинестетикам" — мероприятие на скалодроме, поход в боулинг и т.д. Минимален риск того, что они этот день забудут или столкнутся с трудностями припоминания пережитых эмоций.
Осталось только уточнить ещё раз: чистых типов не бывает. Для нормального функционирования нашему мозга нужна информация разных модальностей, чем он и занимается. Но для полноты ощущений, особенно "нахождения в моменте", привычного способа осознанно/произвольно уделять внимание лишь некоторым модальностям может быть недостаточно. Подойдите как-нибудь к любому зданию и проведите рукой по его стене. Это "всё то же" здание или представление о нём поменялось? Чем-то дополнилось?.. А если так сделать с деревом?
***
Какие ощущения вызывает эта картинка? Попробуйте её описать в отношении каждого из информационных каналов. Эффективным может оказаться попытка "прочувствовать" себя в этой ситуации. Потрогать, послушать, посмотреть. Представьте.
Спасибо за внимание к себе!