Найти в Дзене
Мариинский театр

Дягилев – 150. Год Сергея Дягилева в Мариинском театре

Оглавление

Сегодня, 31 марта, исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева. В репертуаре Мариинского театра насчитывается два десятка произведений, обязанных легендарному импресарио своим возникновением. В юбилейный год все они украсят афишу, как и те произведения русских композиторов, которыми Дягилев восхищался и которые включал в программы Русских сезонов.

В афише использован фрагмент полотна Л.С. Бакста «Портрет С.П. Дягилева с няней». ©Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В афише использован фрагмент полотна Л.С. Бакста «Портрет С.П. Дягилева с няней». ©Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Процент оригинального «дягилевского» в современных спектаклях Мариинского различен. Одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление. Как выглядела премьера «Соловья» у Дягилева в 1914 году, сегодня можно судить лишь по эскизам Александра Бенуа, а вот сценография «Хованщины», заказанная в 1913 году Дягилевым молодому Федору Федоровскому, была воспроизведена художником позднее для спектаклей Большого и Кировского театров (1952) и сохраняется на сцене Мариинского и поныне.

Сцена из оперы «Хованщина» на сцене Мариинского театра
Сцена из оперы «Хованщина» на сцене Мариинского театра

На заре своей театральной карьеры Дягилев недолгое время служил чиновником по особым поручениям при Дирекции Императорских театров, редактировал «Ежегодник» и жаждал реформ – хотел выстраивать репертуар и руководить новыми постановками. Уволенный за ретивость, он смог реализовать задуманное, но лишь за пределами России. Добившись признания на Западе, Дягилев мечтал показать свои спектакли на Родине. Однако при жизни Сергея Павловича – в Петербурге узнавали о его экспериментах, поисках и триумфах лишь из газет и рассказов очевидцев. В 1920-х только «Петрушка» добрался до сцены Мариинского театра в том же виде, что шел у Дягилева. Интерес к наследию его антрепризы оживился в 1990-х, и постепенно в репертуар труппы вошли реконструкции наиболее резонансных спектаклей.

Сцена из балета «Петрушка» на сцене Мариинского театра
Сцена из балета «Петрушка» на сцене Мариинского театра

В начале апреля на сцене Мариинского легендарные балеты:

1 апреля 19.00 «Карнавал. Видение розы. Лебедь. Жар-птица».

Балеты Михаила Фокина.

В главных партиях – Камилла Мацци, Раманбек Бейшеналиев, Елена Лыскова, Вадим Беляев; Дарья Ионова и Филипп Стёпин; Мария Ильюшкина; Анастасия Нуйкина, Иван Оскорбин, Светлана Савельева, Сослан Кулаев.

2 и 3 апреля 19.00 «Спящая красавица».

Балет Мариуса Петипа в постановке Сергея Вихарева на музыку Петра Чайковского.

В субботу вечером главных партиях – Надежда Батоева, Филипп Стёпин, Мария Ильюшкина. В воскресенье – Мария Ширинкина, Вдадимир Шкляров, Кристина Шапран.

3 апреля в 12.00 «Жар-птица».

Балет Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского.

В главных партиях – Мария Буланова,ь Роман Беляков, Евгения Савкина, Вадим Беляев.

5 апреля в 19.00 «Петрушка. Шопениана. Шехеразада».

Балеты Михаила Фокина.

В главных партиях – Александр Сергеев, Валерия Мартынюк, Ислом Баймурадов, Андрей Яковлев; Екатерина Осмолкина, Ксения Фатеева, Валерия Мартынюк, Тимур Аскеров; Сослан Кулаев, Виктория Терёшкина, Владимир Шкляров; Альбина Сатыналиева, Евгения Савкина, Анастасия Яроменко.

7 апреля в 19.00 «Блудный сын. Скрипичный концерт № 2. Русская увертюра».

Балеты на музыку Сергея Прокофьева.

В главных партиях – Александр Сергеев, Злата Ялинич; Эрвин Загидуллин, Екатерина Петрова, Константин Зверев, Екатерина Осмолкина, Максим Зюзин; Кристина Шапран, Андрей Ермаков, Рената Шакирова, Алексей Тимофеев. Соло на скрипке – Гайк Казазян.

Сцена из балета «Блудный сын» на сцене Мариинского театра
Сцена из балета «Блудный сын» на сцене Мариинского театра

#дягилев150 #мариинский театр #балет