Павел Иванович Сумароков занимал пост новгородского губернатора в начале XIX века. Он совмещал государственную службу с писательством, занимался историческими исследованиями, благодаря чему стал членом Российской академии. Рассказываем, чем запомнился литератор и новгородский губернатор.
В 1802 году Павел Сумароков (1767 —1846) оказался в Новгороде проездом, когда направлялся из Санкт-Петербурга в Крым. Он посвятил городу несколько страниц.
— Сегодня наступил второй день моему странствованию, — писал он, — и вот Новгород белеется передо мною. Я вижу на полях осененные рощицами пустынные монастыри, которые некогда в самом граде заключались, и древнее его пространство меня удивляет.
В книге «Новгородский край в русской литературе» кандидат филологических наук Ирина Абрамовская отмечает:
— Интерес П.И. Сумарокова к Новгороду и, в первую очередь, к его древней истории, вполне естественен для образованного человека, к тому же литератора, который преклонялся перед творчеством своего знаменитого дяди А.П. Сумарокова.
Когда Павла Сумарокова назначили новгородским губернатором, он серьёзно заинтересовался историей, обращался к летописным источникам, работам историков и писателей.
Во время службы в Новгородской губернии ему выпала непростая задача — сформировать ополчение в 1812 году.
Как рассказывает историк, краевед Людмила Секретарь в своей книге «Дома, события, люди», в одном из писем новгородскому викарию Иоасафу губернатор Павел Сумароков просил выделить для сформированного ополчения хоругви из монастырей и церквей с изображением Богородицы или Христа Спасителя. Вернувшиеся из военных походов ополченцы передали на хранение эти хоругви в Софийский собор.
Осенью 1812 года, когда в Новгороде было очень много раненых солдат и пленных французов, губернатор попросил отвести под лазареты покои в архиерейском доме, Знаменской богадельне и Антониеве монастыре.
— Несмотря на столь тяжёлое время, Сумароков выступил за сохранение пришедших в ветхость стен и башен кремля и попытался организовать ремонтные работы, в то время как многие высказывались за разборку потерявшей военно-оборонительное значение крепости, — пишет Людмила Секретарь.
Кремлёвский парк, который раньше называли Летним садом, стал своеобразным памятником победе в войне с Наполеоном. Сад разбивали французы, пишут в газете «Новгородские ведомости» научные сотрудники Музея-заповедника Илья Хохлов и Вячеслав Волхонский.
В статье авторы цитируют Павла Сумарокова, который уже после губернаторской службы посетил Новгород: «Я остановился у сада, мною заведённого, смотрел сквозь решётку и любовался своим произведением. Пленные французы, когда я был тут губернатором, рыли ямы, садили деревья, а я чертил, где быть дорожкам, лужайкам, и мой сад чрез 24 года разросся, разгустел, составляет единственное лучшее гульбище Новгорода».
В Государственном архиве Новгородской области есть документ 1813 года, подписанный Павлом Сумароковым. В нём даются указания после посещения губернатором Боровичей.
— Сумароков предписывал сломать ветхие и опасные для жизни строения, в том числе старый деревянный гостиный двор, и на его месте построить каменные торговые ряды, оштукатурить построенные по плану кирпичные дома, посадить вокруг главной Екатерининской площади и по набережной деревья, осветить фонарями центральную Екатерининскую улицу, — говорится в книге Людмилы Секретарь.
В отделе письменных источников Новгородского музея в фонде Общества любителей древности хранится ещё один документ с подписью Сумарокова. На листе бумаги карандашом написаны два стихотворных текста. Они датированы 22 октября 1814 года. Одно из стихотворений предназначалось для дамского альбома.
Пусть прочия бредут во след безумной моды,
Вы сердце нежное, ум взяли от Природы.
На что ж альбум Вам? На что слова других?
Почто не видите достоинств Вы своих?
Легко ж подобрать и прозой, и стихами,
Но трудно добрым быть, душой сравняться с Вами?
Павел Иванович Сумароков писал пьесы, сочинял тексты опер. Самую большую известность получили его комедии «Зелёный корсет» и «Модник». Образ Марфы Борецкой — жены новгородского посадника, возглавившей оппозицию против московской власти, — вдохновил автора на написание драмы «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», опубликованной в 1807 году.
Современники характеризовали Сумарокова с лучшей стороны. В журнале «Русский архив» приводятся воспоминания Николая Игнатьевича Шёнига: «П.И. Сумароков… был несколько лет губернатором в Витебске и Новгороде, где память его, как правосуднейшего и честнейшего человека, живёт до сих пор. Одарённый пылким умом и характером, он во всю жизнь свою старался бороться с сильнейшими и часто упадал в неравной борьбе…»
Из-за независимого характера Сумароков лишился должности. У него произошёл конфликт с графом Аракчеевым, поэтому Павел Иванович не задержался на посту губернатора. Это получило резонанс в обществе, Александр Пушкин написал эпиграмму на графа Аракчеева:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И Совета он учитель,
А царю он друг и брат.
Современники трактовали строку «губернаторов мучитель» как намёк на разлад в отношениях графа с Сумароковым.
Павел Иванович прослужил в Новгородской губернии с 6 апреля 1812 года по 27 мая 1814 года. Позже ему пожаловали звание сенатора.
Читайте также в рубрике «Литературная карта»:
Новгородский слесарь, создатель музея и друг Льва Толстого — Владимир Айфалович Молочников
Ссылка в Новгород, жизнь у «лесного моря» Пирос и «Страна Див» — Виталий Валентинович Бианки
#литературная карта #новгород #история #литература #краеведение #писатели