Как поститься в тяжелые времена, когда кажется, что все теряет смысл? Об этом рассуждает священник Александр Сатомский в интервью «Правмиру».
Зачем поститься в трудные времена
«…Пост, на самом деле, в нынешний момент предельно не бессмыслен по двум причинам. Во-первых, абсолютное большинство людей — вне зависимости от той или иной политической позиции — предельно согласится со мной, что сейчас мы точно пребываем во мраке.
Мы не вполне сориентированы, мы в целом ряде случаев не понимаем, где правда, где нет, что-то понимаем интуитивно. И здесь можно подойти к посту как к протрезвляющей вещи, причем в плане именно сугубо религиозном. Мы не чистим печень таким способом, чтобы у нас лучше заработал мозг, мы обращаемся с этим как с запросом к Богу».
Чем каждый из нас сейчас может помочь ближнему
«…Сейчас, я уверен, этот пост должен стать постом бедности в прямом смысле слова. Я себя самоумаляю, я могу есть сторублевые сосиски, в которых, возможно, присутствуют следы мяса, и буду делать это ради того, чтобы мои сэкономленные деньги отдавать страждущим. Именно из простого соображения, что прямо сейчас другого не могу, но хотя бы это.
Я пытаюсь помочь ближнему, в этом и заключается мой пост. Я ущемляюсь не в мясной или не мясной пище, а в ее цене — четко для того, чтобы от своего стола отдать чужому столу. Чтобы там, где нет, появилось хоть что-нибудь. Никакого другого смысла сейчас я не вижу».
Не могу перестать смотреть новости. Что делать?
«…Мне кажется, что предельная дистанция от новостей — неправильный ход. Нельзя уходить в абстракцию. Мне важно понимать, что прямо сейчас, когда я выбираю между вот такой едой и вот такой, есть люди, которые рады любой.
Если я в высоком покаянном чувстве прячусь от вот этого всего, я рискую после Пасхи попасть в информационный ад. Потому что я ничего не видел, а потом раз — и оно меня смыло. И еще так я указываю Богу, что я сам, мои личные переживания, моя повестка и все остальное эго — это единственно значимая для меня вещь.
“Меня это травмирует, поэтому я дистанцируюсь”. Ребята, некоторые вещи не могут не травмировать! Но тем не менее это та правда, которой время от времени нужно смотреть в глаза. Потому что иначе из опасности травмы ты станешь ребенком, который, боясь упасть, никогда не начнет ходить.
Вот новостная лента, на мой взгляд, прекрасный мотиватор, чтобы начать поститься: “Господи, ты видишь, что происходит в мире? Надо что-то делать”. А чтобы что-то делать, надо получить разумение. Вот ты бейся над тем, чтобы сначала понять. Что ты с этим пониманием будешь делать, второй вопрос. Но получи хотя бы его. И помоги тем, кому плохо сейчас».
Как не ссориться с близкими из-за происходящего в стране и мире
«Когда диалог невозможен, наложить мораторий на этот вопрос. Оттого что вы тут перессоритесь вдрызг, бабушка перепишет завещание и случатся какие-то другие удивительные вещи, никому лучше не будет, в том числе бабушке.
Смысл простой. Все взрослые люди, все мы имеем разную способность к диалогу. С теми, с кем его можно вести, ведите. Если мы видим, что это не работает, не надо туда навязываться».
Как бороться с унынием
«Ни одна из ситуаций не является бесконечной. Кроме всего прочего, дело дьявола — зациклить тебя на одном переживании, убедить, что так, как сейчас, будет всегда. Как ты был греховен, так и всегда будешь. Как были вокруг жуть, ужас и тьма, так и всегда будут. И ты просто проваливаешься в это уныние по самое не могу.
Надо иметь в виду, что это неправда. Жернова Господни все равно мелют. Просто скорость невысокая, зато работают наверняка. <...>
Поиск разумения — первый шаг, чтобы понять свои силы и возможности. Ты сейчас в состоянии боли, потерянности, абсолютной дезориентации, а еще ты ничего не можешь на самом деле. Ты сейчас что делать ни начни — такая себе штука.
Обрети немного трезвости, и уже изнутри ты и черное от белого отличишь, и выводы сделаешь, и какую-то стратегию найдешь. Потому что сейчас это будет просто хаотическое метание из стороны в сторону.
Мне кажется, пост — это про обретение сил. Если их нет, их ниоткуда не выкачать. Ищем помощи, благодати и потом начинаем действовать.