Если бы знать... Россия-США, 1992. Режиссер Борис Бланк. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Андрей Ташков, Юлия Меньшова, Марина Бакина, Елена Дробышева, Юлия Ромашина, Александр Домогаров, Александр Пашутин и др.
Вольные фантазии на темы известных классических произведений в практике мирового искусства дело вполне привычное. К примеру, кем только не представал Гамлет на сцене и экране последних десятилетий: и мазохистом, и эротоманом и адептом однополой любви...
Так что в этом смысле эротический фильм Бориса Бланка «Если бы знать...», поставленный по мотивам хрестоматийной пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры», не назовешь авангардным явлением. Другое дело, что отечественная цензура прежних лет такого рода эксперименты с классикой не допускала, а теперь, как говорится, всё дозволено...
Действие фильма Бориса Бланка происходит летом 1918 года на вокзале южного города Н., где и очутились три сестры и иные чеховские персонажи. Под мелодии Петра Лещенко и Александра Вертинского разворачивается на экране театрализованное действо, по ходу которого выясняется, что одна из сестер — лесбиянка, другая — как кошка влюблена в своего ученика, из-за которого становится жертвой группового изнасилования...
Словом, авторы фильма делают все от них зависящее, чтобы интеллигентные чеховские герои предстали воплощением пороков и в лучшем случае вызвали жалость пополам с брезгливостью.
Аналогии с современностью, бесспорно, шиты белыми нитками. Атмосфера распада рубежа 1920-х и 1990-х рифмуется в фильме с арифметической четкостью...
Увы, по режиссуре, «Если бы знать...» — вещь, на мой взгляд, слабоватая. Чтобы снять стильный кич, надо обладать талантом Педро Альмодовара, или на худой конец подняться на уровень «Дома под звездным небом» Сергея Соловьева. Стильный кич предполагает синематечную насмотренность, виртуозность монтажа, тонкое чувство пародии, иронично-отстраненную игру актеров, чего и в помине нет в фильме Бориса Бланка, где эротизированные персонажи между делом проговаривают знаменитые чеховские реплики.
Бесспорно, одаренный художник, по чьим эскизам создавался изобразительный мир известных фильмов Элема Климова, Александра Митты и Эмиля Лотяну, Борис Бланк и в своей режиссерской работе сумел блеснуть мастерством создания интерьеров и декораций. Но достоинства фильма «Если бы знать...» этим, как мне кажется, во многом и ограничиваются.
Александр Федоров
Если завтра война. СССР, 1938. Режиссеры: Ефим Дзиган, Лазарь Анци-Половский, Георгий Березко, Николай Кармазинский. Сценаристы: Георгий Березко, Ефим Дзиган, Михаил Светлов. Актеры: Всеволод Санаев, Инна Федорова, Серафим Козьминский и др. 17 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
«Если завтра война» должна была наглядно воплотить доминирующий в СССР 1930-х официальный тезис о том, что в случае военных действий враг будет разбит быстро и на его территории. Для съёмок фильма были привлечены армейские части и военная техника. В год выхода в прокат лента пользовалась успехом, а потом даже была удостоена Сталинской премии…
Понятное дело, что в 1940-х этот пропагандистский фильм был отправлен на полку и стал доступен для массовой аудитории только с приходом интернета.
В художественном смысле «Если завтра война» не представляет никакой ценности, но с исторической и идеологической точки зрения, разумеется, любопытна.
Александр Федоров