Скажу сразу – ответа на этот вопрос у меня нет. Есть только предположения, однако вряд ли заявление главы Южной Осетии о планах в самом ближайшем времени войти в состав Российской Федерации является абстрагированным от мировой геополитики.
30 марта Анатолий Бибилов, 4-й президент частично признанной Республики Южная Осетия заявил о том, что в скором времени в республике будет проведен референдум о вхождении в состав России. По его словам, эта задача является стратегической целью страны, а объединение с Россией – вековой мечтой осетинского народа.
Причем речь идет не просто о планах стать частью России – Бибилов хочет провести его как можно скорее. А торопиться ему есть куда – 10 апреля в Южной Осетии состоятся очередные выборы президента. Тема проведения референдума и вступления ЮО в состав России возникает в республике перед каждыми выборами.
Что такое Россия для Южной Осетии? Прежде всего – инвестиции и надежда на восстановление экономики, инфраструктуры, развитие. С этой точки зрения у России потенциал объективно больше, чем у Грузии: в России выше прожиточный минимум, выше пенсии, зарплаты.
3 марта 2022 года четверо оппозиционных кандидатов в президенты Южной Осетии подписали соглашение о создание независимой общественной площадки «Честные выборы. Осетия 2022». Действующий президент Бибилов, тот самый, кого озарило провести референдум, инициативу не поддержал. Я не политолог, но очевидно, что борьба за пост президента в Южной Осетии – не номинальная.
А как реагируют в Грузии?
Только в этой истории, помимо политической борьбы, есть еще один аспект. Напомню, что Грузия объявила о нежелании вводить антироссийские санкции и участвовать во всех этих событиях. Я вижу в этом экстренном референдуме провокацию, попытку втянуть Грузию в конфликт, которого она избегает.
Радует, что в правительстве Грузии заявили о желании решать проблему мирным путем. Что будет дальше – поживем, увидим.