Найти тему
А мы и не знали

Тайная революция президента

Ещё в 1999 году В.В. Путин высказался в том ключе, что в России лимит революций исчерпан. Многие поняли так, что он желает консервации существующих условий существования страны. Однако история его правления показывает совсем иное! «Лимит революций» – это о том, что изменения следует производить не рывком и нахрапом, а постепенно, понимая, чего хочешь достичь, и заранее рассчитав шаги и сроки.

Путин получил президентские полномочия в начале 2000 года, в стране, в которой реальную власть держали несколько богатеев. Они контролировали более половины российской экономики, владели едва не всеми СМИ, и четырьмя годами раньше именно они обеспечили переизбрание полуживого Б.Н. Ельцина на пост президента. Семь имён «главных олигархов» в 1996 году назвал Б. Березовский, и такая система власти получила у журналистов название «семибанкирщина» (по аналогии с семибоярщиной времён Смуты). На деле эту когорту составляло до пятнадцати персон. Они были настолько влиятельны, что Центробанк создал для обслуживания их интересов специальное операционное управление (ОПЕРУ-2).

А влияние своё оные персоны использовали для ухода от налогов. В народе такое поведение называли «грабежом страны», что было правдой: если в странах Запада государственные расходы составляли 40-60% ВВП, то в России на всё, про всё, оставалось не больше 15%. Вдобавок развращённые в ельцинское десятилетие чиновники даже эти крохи разворовывали, и национальные республики норовили сдать в общероссийский бюджет поменьше, а «теневая экономика» налогов вообще не платила. Приняв власть, Путин обнаружил, что денег нет. Социалка, армия, космос и многое прочее было в загоне. Всё сжирал сам аппарат власти, да и то не всем ведомствам хватало.

Надо было приводить «элиту» в чувство, а как? Аресты, национализация и прочий шум грозили непредсказуемыми последствиями. Множество враждующих между собой «элитных» групп и группочек могли сплотиться перед лицом опасности, и пойти на любые крайности. Для примера: в белых армиях Гражданской войны объединились все силы, враждовавшие на протяжении 1917 года: демократы и монархисты, буржуины и помещики, и они без колебаний пригласили иностранщину к дележу России. А та «элита», которая досталась Путину после Ельцина, была значительно грубее и лживее.

Новый президент избрал другой путь. Лидеров нац. республик «построил», введя институт своих полномочных представителей в федеральных округах. Предварительного обсуждения этой меры не проводилось ни в регионах, ни в Думе, чтобы сразу навязать свою повестку и добиться единства: полпреды на своей территории могли вмешиваться в работу любого органа управления, влиять на процесс принятия любых решений.

-2

Затем он повёл работу по «равноудалению олигархов от власти». Самыми активными в начале 2000-х были Б. Березовский и В. Гусинский. Осознав, что происходит, Березовский резко высказался о Путине, объявил о намерении создать «объединённую оппозицию», а когда никто с ним объединяться не пожелал, улетел за границу. Против него завели уголовное дело по статье о мошенничестве в крупных размерах, но он не вернулся. А Гусинского таки арестовали, причём Путин (он в тот момент был в Мадриде) говорил журналистам, что и не знал об этом: «Генеральная прокуратура принимает решения самостоятельно». Через три дня олигарха выпустили, дело закрыли, и он тоже сбежал. Процесс «равноудаления» этих персон был разнесён во времени, и олигархи не объединились.

Самые властные амбиции имел тогда М. Ходорковский, владелец ЮКОСА. Он был уверен в себе настолько, что говорил: «В случае моего ареста через пару часов на Красной площади высадится десант НАТО». Однако арестовали, посадили, и отсидел он десять лет, а десанта не случилось. Остальные семибанкирщики, вроде В. Потанина, М. Фридмана и П. Авена, притихли. Произошло и более интересное: «дело ЮКОСа» вызвало быстрый, в разы – а по некоторым позициям и в десятки раз – рост собираемости налогов. Кстати, нынешний наш премьер М. Мишустин был тогда заместителем начальника Государственной налоговой службы. А непосредственно дело ЮКОСА вёл сотрудник налоговой А. Сердюков – тот, что в 2007-м стал министром обороны РФ.

Богатеев из тех, кто продолжал верить в гуманизм Запада, Путин предупредил, что вывезенные ими из России капиталы могут быть «заморожены» там в любой момент: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!». И вот, сегодня мы наблюдаем, что и впрямь, былые «семибанкирцы» Фридман и Авен сидят в Лондоне, в своих особняках, и ноют: их счета «заморозили», и обоим не хватает денег, даже чтобы платить уборщице. Ума нахапать миллиарды хватило, ума влиять на власть хватило, а ума, чтобы поменьше мусорить, не хватило.

Больше всего времени понадобилось Путину для создания более или менее работоспособного чиновничьего класса. В 2003 году президент говорил: «Российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны». Два года спустя: «Наше чиновничество ещё в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

-3

В те годы кипела уже либеральная оппозиция: друзья прозападно настроенных олигархов печалились о крахе демократии в России, звали к свободе без бюрократов, выводили на улицы людей, возбуждённых их подсказками, что надо свергать негодную власть. По сходной схеме был разрушен Советский Союз, организована «бархатная» революция в Грузии и украинский майдан. Россия могла пасть жертвой такого же сценария, и что интересно, у оппозиции всё время появлялись новые вожди, уже реально побывавшие у власти. Бывший премьер-министр Касьянов; бывший первый зам. председателя правительства Б. Немцов; бывший экономический советник президента А. Илларионов, бывший депутат Думы В. Рыжков – несть им числа. Уместно вспомнить, что и в первые годы Советской власти товарищи И.В. Сталина, члены Политбюро, один за другим оказывались в оппозиции. Победив их, Сталин сумел обеспечить подготовку СССР к войне с нацистской Германией.

Эта аналогия хороша тем, что и президент Путин тоже видел военные риски для России. 18 июля 2001 года на пресс-конференции, отвечая на вопрос об своём отношении к НАТО и ЕС, он сказал: «Мы всё время слышим о том, что все хотят уничтожить какие-то барьеры и границы в Европе. Мы тоже за это. Но давайте вдумаемся в это. … Если под этим понимается – отодвинуть этот барьер к границам России, то нас это тоже не очень впечатляет. Ну да, у тех, кто будет включён в общее пространство, не будет границ, но перед нами-то они возникают. Это ведёт к разному уровню безопасности на континенте, и, на мой взгляд, это не соответствует реалиям сегодняшнего дня, не вызвано никакой политической и военной необходимостью».

Иначе говоря, уже в начале первого срока своего президентства Путин осознал: внешние угрозы велики, а России нечем ответить. Надо было поднимать армию, а на это не было средств. Попытки латать дыры «в ручном режиме» мало помогали.

В мае 2003 года в Послании Федеральному собранию президент обещал ограничения «вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращении избыточного государственного регулирования». К проведённой вскоре административной реформе его, без сомнений, склонили упёртые либералы, но реализация показала, что на этом пути правительство теряет рычаги управления, позволявшие поддерживать потребности оборонно-промышленного комплекса! А между тем, внешние угрозы нарастали.

-4

В 2007-м, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, Путин раскритиковал то, что он назвал монопольным доминированием Соединенных Штатов в глобальных отношениях с их «почти неограниченным гиперприменением силы в международных отношениях». Противостояние с Западом становилось всё острее, а Россия по-прежнему не была готова: армия слаба, да и ВВП страны маловат. Надо было готовиться – но, если делать это явно, те же Штаты организовали бы нам геополитическое поражение моментально, мы не устояли бы тогда ни в «холодной», ни в «горячей» войне.

Поэтому подготовку провели в полной тайне.

Через пять дней после мюнхенской речи Путин назначил министром обороны страны А. Сердюкова. Через год – 2 марта 2008-го, президентом был избран Д.А. Медведев. И дальше первый играл роль некомпетентного в военном деле разрушителя армии, а второй чудачил, внедряя дурацкие реформы, вроде отмены часовых поясов или переименования милиции в полицию. Зарубежные спецы смеялись. Наша публика возмущалась. Прессу переполняли панические сообщения о ликвидации полезных для армии подразделений, о закупке негодного оружия (вроде списанных немецких «Леопардов», итальянских вертолётов и колёсных танков). Говорили, что «табуреткин» разругался с половиной министров. Шептались о чудовищной коррупции в армии. «Партнёры» верили.

Завершилась военная карьера Сердюкова скандалом, будто написанным по образцу какой-то мыльной оперы: с расхищением денег, изменами, уходом от жены – дочери важного сановника. Но мы все видели фильм «17 мгновений весны», да? «Запоминается последняя фраза – это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство». Вот, последний скандал с Сердюковым все и запомнили. Только о нём и говорили, плевали в сторону отставленного министра и сокрушались, что российская армия навсегда развалена. А что Сердюков был, в общем-то, специалистом по наведению финансового порядка, по выявлению коррупционных цепей и разоблачению воров, никто и не думал.

После его увольнения в войска пошла техника и вооружения, закупленные на деньги, которые для этого запланировал он: новейшие истребители Су-30СМ и Су-35, зенитные ракетные системы С-400, крылатые ракеты морского и наземного базирования. Работу над гиперзвуковым оружием (ракеты «Циркон», «Кинжал» и другие) вели при нём, а первые прототипы испытали даже до него. Объявившиеся в 2014 году в Крыму «вежливые люди», способные выполнять задания любой сложности внутри страны и за её пределами, и военная полиция, хорошо показавшая себя в Сирии, входили в подразделения, которые тоже формировались при нём.

Нового министра – С.К. Шойгу, президент призвал совершенствовать армию «без постоянных шараханий, без бесконечных ревизий ранее принятых решений», сказав: «Общая стратегическая логика обновления вооружённых сил остаётся неизменной». Сердюков вёл армию к «новому облику» пять лет, пусть и с ошибками; Шойгу, продолжая его реформы, за следующие годы создал вооружённые силы, превышающие средний современный уровень. А наши зарубежные «партнёры» опомнились слишком поздно.

В отличие от начала 2000-х, сегодня и наша армия выглядит неплохо, и космическая отрасль на подъёме, а атомная – вообще первая в мире. Заводы работают по госзаказу, и мало кто понимает, что этот госзаказ, по сути, ведёт к возрождению Госплана. Скажем прямо: Путину много что удалось сделать. Он сумел подготовить страну к нынешним мировым безобразиям.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Рывки, надрывающие пупки: особый путь России

Рывки и пупки в судьбе России

Нефтедоллары: глобальное надувалово

Медведев: реформы размером с чижика

Homo russicus, человек российский