Лерой Беннет — настоящая звезда в мире художников по свету, причём в большинстве своих проектов он является ещё и постановщиком шоу. По стечению обстоятельств первым его клиентом стал Принс — один из самых загадочных персонажей мировой поп-культуры. Их встреча пришлась на начало карьеры каждого из этих талантливых людей, и по мере того, как росла популярность Принса, укреплялась и репутация Беннета. В переведённом нами интервью Лерой Беннет рассказывает об этом этапе своей работы в мире шоу-бизнеса.
Привет, Рой, спасибо, что согласился на это интервью. Расскажи, как началась твоя карьера художника по свету, и каким был твой первый проект с Принсом?
Это долгая история, но, если коротко — я люблю музыку с самого раннего возраста. Когда я слышу какую-нибудь красивую мелодию, в моей голове появляются красочные образы. В 19 лет я уже умел выражать их с помощью движущегося света, я тогда освещал выступления местной группы в моём родном городке. Моя профессиональная карьера началась с позиции техника в одной из компаний, которая занималась туровым освещением. Однажды директор той компании спросил меня, не хочу ли я поработать художником по свету, и я тут же согласился. Оказалось, что один из наших клиентов искал кого-то на эту должность, и директор порекомендовал меня. Этого артиста звали Принс, всё остальное вы знаете... Первый тур, который мы делали вместе с Принсом, назывался Dirty Mind.
Как ты представлял Принсу свои идеи по освещению шоу? Объяснял всё словами или показывал наброски?
Это было творческое партнёрство. Как правило, у Принса было какое-то базовое, порой довольно смутное представление о настроении шоу или какой-то его общей идее. Я пытался интерпретировать эти идеи по-своему, так как я их понимал. Принс вполне мне доверял и не мешал воплощать эти концепции, но мы, разумеется, их живо обсуждали.
Принс когда-нибудь отвергал то, что ты ему предлагал?
Нет, если не считать отмену тура Sign o’ The Times в Соединённых штатах. Мне кажется, что это было большой ошибкой с коммерческой точки зрения.
Какой из его туров был для тебя самым любимым?
Трудно выбрать какой-то один. Наверное, это Sign o’ The Times (1987) и LoveSexy (1988-89), и ещё, пожалуй, Parade (1986) — из-за его замечательной музыки, ведь он был проведён в поддержку альбома The Revolution.
А какой из туров Принса показался тебе самым сложным с точки зрения оформления или освещения сцены?
Это, конечно, LoveSexy — в нём нам пришлось выстраивать театральное шоу на круглой сцене.
Расскажи, как происходила подготовка к LoveSexy, как вам удалось найти баланс между дизайном и бюджетом этого тура. Насколько свободно ты себя чувствовал при освещении этого необычного шоу?
Основная идея состояла в том, чтобы создать подобие театрального шоу на круглой сцене. Основная проблема — в том, как обеспечить необходимую глубину, как правильно распределить тени — в общем, всё то, без чего не обходится ни одна моя постановка. Когда вы смотрите шоу на круглой сцене, зрители, сидящие на противоположной стороне, воспринимаются вами как фон. А мы хотели превратить всё это сложное пространство в совокупность разных миров, которые отражали бы содержание концерта. В итоге всё это вылилось в несколько проектов для сцен с разной архитектурой.
На круглой сцене нет кулис, поэтому свет должен быть концентрическим. Это очень сложно организовать, потому что силуэтная подсветка одного артиста становится передним светом для другого, и нужно эти эффекты сбалансировать для всех зрителей, сидящих вокруг сцены. Например, только Принса и его музыкантов я освещал с 28 точек. Кроме того, там была ещё модель автомобиля Принса — Ford Thunderbird в масштабе 3/4 с открывающимися окнами и управляемыми передними и задними фарами. Эта машина была закреплена на телескопической мачте с поворотной платформой.
Технически это было самое затратное шоу из тех, над которыми я когда-либо работал. И хотя наш тур так и не окупился, гастроли с такой круглой сценой могут быть оправданы с той точки зрения, что количество первых (самые дорогих) рядов увеличивается в 2 раза.
Некоторые концерты Принса были показаны по телевидению. Как ты считаешь — тем, кто это делал, удалось передать атмосферу живых выступлений?
Я застал съёмку только трёх концертов Принса. Мне не слишком нравится трансляция Purple Rain, да и запись Sign o’ The Times не содержит многого из того, что мы снимали во время «живого» тура. Кстати, трансляцию LoveSexy я ещё не видел.
Приходилось ли тебе как-то менять свою концепцию освещения, чтобы повлиять на качество видеозаписей? Я слышал, некоторые части были пересняты, потому что получились слишком тёмными.
Единственная вещь, которую мне пришлось поменять, — это ключевое освещение Принса и музыкантов его группы. В угоду камерам нужно было подсветить их чуть сильнее, хотя обычно мы предпочитаем приглушённый свет. Но операторам было трудно работать с таким нетипичным для съёмок светом, да и камеры в те времена были не самые чувствительные. Все дополнительные видео были отсняты в резиденции Принса — Пейсли Парке, потому что Принс хотел немного изменить концовку шоу, да и переходы между композициями во время живых концертов были слишком тёмными для съёмок, в Пейсли Парке видимость была гораздо лучше.
Постановка шоу Purple Rain заняла несколько месяцев. Как ты воспринял то, что единственная официальная запись концерта в Сиракузах оказалась очень нечёткой? Принс когда-нибудь делился своими впечатлениями об этой трансляции?
Эта трансляция всегда казалась мне самой неудачной из всех. Мы все чувствовали себя немного потерянными из-за того, что помещение оказалось намного больше того, на что мы рассчитывали. Да и камеры в то время были совсем слабыми, не различали нюансов освещённости и оттенков цвета, из-за этого и картинка в телевизорах была размытой. Да, мы с Принсом были разочарованы, но это были объективные ограничения, даже сейчас трудно воспроизвести атмосферу живого выступления, хотя конечно, многое зависит от умения режиссёра передать то, что он считает важным.
Когда обычно начинается работа над дизайном освещения тура — как только появляется эскиз сцены или после того, как эта сцена уже построена?
Поскольку я одновременно являюсь и художником-постановщиком, и художником по свету, я проектирую свет и сеттинг одновременно. Эти два элемента работают в тандеме, а не по отдельности.
А как во время тура проходит монтаж и демонтаж сцены? Сколько времени уходит на то, чтобы переехать из одного города в другой?
Начнём с того, что сам я не занимаюсь физической работой. У нас есть замечательная команда, мы стараемся привлекать к работе лучших специалистов. Обычно мы проводим в каждом городе от нескольких дней до двух недель, причём иногда речь идёт только о вечерних шоу, и тогда на монтаж сцены уходит несколько часов. Бывает, что приходится переезжать ночью, чтобы на следующий день уже провести концерт, а иногда у нас есть день в запасе, всё зависит от масштабов шоу.
Принс часто бросал вызов членам своей команды, побуждая их выходить за рамки привычного и даже возможного. Мы знаем об этом от самих музыкантов, которым пришлось научиться танцевать во время исполнения композиций. А как это работало для тебя?
Это правда, Принс постоянно заставлял нас мыслить нестандартно. Но я и сам так устроен, я постоянно устраиваю себе один челлендж за другим. Моим вызовом было — создавать шоу на основе тех абстрактных идей, которые он мне предлагал. Это непростая задача — развивать и воплощать в жизнь чужие идеи. В какой-то момент я устал от этого, и мы расстались.
Во время своих выступлений Принс выглядел очень расслабленным и спонтанным. Насколько тщательно вы репетировали концертные шоу?
Большая часть шоу, действительно, отрабатывалась на репетициях, но на концертах были и элементы импровизации. Я освещал концерты вручную, в реальном времени, и всегда внимательно следил за движениями Принса. Иногда он рукой подавал определённые знаки мне и музыкантам, и мы вставляли в шоу хиты или какие-то музыкальные фрагменты. В этом смысле я был частью его группы.
Я видел трансляции туров Sign o’ The Time и LoveSexy и был покорён тем, насколько в них разные схемы освещения. Это тоже была импровизация?
Не совсем. Конечно, мы с Принсом иногда обсуждали цветовые темы его выступлений, но чаще всё зависело от моего выбора. Главное — я должен был всегда совпадать с тем, что он делал в каждый момент времени. В общем, он держал меня в постоянном напряжении.
Что бы ты порекомендовал тем, кто только начинает свою карьеру художника по свету?
Я бы посоветовал для начала поработать осветителем — так можно разобраться в основах профессии, это помогает в начале пути. Очень полезны навыки программирования на световых пультах. Остальное — это страсть, терпение, интуиция, а также определённая скромность, умение ценить то, что у тебя есть.
Последний вопрос касается знаменитого лимонного пирога. Я и не подозревал, что ты такой замечательный кондитер. Или это было прописано в твоём контракте?
Сначала я просто по-дружески угощал Принса лимонным пирогом. Потом я время от времени стал приходить к нему домой, чтобы готовить. Лимонный пирог был одним из его любимых блюд, когда он работал по ночам. Но это было до того, как он начал жить с Шейлой, если вы об этом...
Этот текст не является дословным пересказом источника, а представляет некую вольную его интерпретацию, которую я позволила себе исключительно ради простоты и логики изложения. Искренне ваша, Ирина Салищева (Белова).
Большая часть фотографий взята с сайта http://www.leroybennett.com/
Сайт компании «Система»: https://sistema-stage.ru/