На Кавказе чаще, чем в других местах, видят (и ловят) снежных людей. Вот, например, в 2011-м году министр культуры Ингушетии договорился с каким-о мужиком, его одели в специальный костюм, мужик поорал, походил в клетке, об этом сняли репортаж, все остались довольны. Через некоторое время министр признался, что это была шутка.
Но почти за полтора столетия до этого в Абхазии произошел более интересный случай. Местные жители, как говорят, поймали настоящего йети. А именно, волосатую двухметровую женщину, которая жила вместе с горцами и даже родила кому-то из них детей.
Правда ли это? Или, как всегда, досужая байка?
Летом 1870-го года известный абхазский дворянин князь Ачба, представитель славного рода, который некогда правил Абхазским царством, охотился со своими слугами в горах. Случайно они заметили некое человекообразное существо с мощным телосложением и телом, покрытым рыжеватой или каштановой шерстью. Они посчитали, что это алмасты - так на Кавказе называют снежного человека. И решили его изловить.
Сказано - сделано. Для смелых людей нет никаких препятствий. Йети решили подманить сильно пахнущими штанами, и уловка удалась - существо заинтересовалось их необычным видом и запахом. Когда же оно потеряло бдительность, охотники набросились на алмасты и связали. Это оказалась женщина неопределенного возраста, которую стали называть Зана.
Диковинку князь подарил своему другу, а тот - передарил или продал князю Эдже Генаба, разбогатевшему на торговле. Генаба отправил ее в собственную деревню Тхин, поэтому нашу сегодняшнюю героиню обычно называют Зана из Тхина.
Как вспоминают старики, Зана была исключительно сильна - поднимала тяжелые вещи и бегом догоняла лошадь. Она плыла против течения бурной горной реки, на что не были способны даже самые крепкие мужчины. Рост достигал двух метров, кожа была темная, и ее покрывала шерсть, длиной в ладонь. Говорить она не умела, лишь издавала некоторые звуки, никогда не улыбалась, но могла странно смеяться.
Приручить ее удалось не сразу. И сначала самка алмасты жила в своеобразном загоне из высоких заостренных бревен. Затем она стала более смирной, и ее просто снаружи посадили на цень. А еще позднее хозяин перестал ее заковывать в железо и отпустил совсем.
Предполагалось, что Зана сбежит при первой возможности, но она проявила покладистый характер. А если честно, то просто привыкла к пище и aлкoгoлю, который ей нередко давали. Местные жители пытались ее окультурить и не раз приносили дикой женщине человеческую одежду. Но каждое платье она разрывала. Впрочем, с ее-то волосяным покровом ходить в таком виде было не холодно даже зимой. Зану понемногу приучали к работе. Она помогала селянам молоть кукурузу и переносила для них тяжелые мешки с зерном.
Но больше всего она полюбила выпивку, особенно, пахучую абхазскую чачу. Когда она после неумеренного употребления засыпала, нашлись смелые и небрезгливые люди, которые воспользовались ей, как женщиной. Но первого ребенка (а по некоторым данным, и второго) не удалось сохранить. Младенец не унаследовал ни волосяного покрова, ни здоровья своей матери, а был похож на человеческого отца. Зана пыталась искупать его в холодной горной реке, но хрупкое здоровье ребенка это не выдержало.
После этого ее потомство решили отнимать и отдавать на воспитание местным женщинам. Так удалось вырастить ее двух сыновей и двух дочерей. О детях алмасты мало известно, кроме того, что они получили внешность своих отцов, но отличались, как и мама, необычайной силой. Они прожили обычные жизни, создали семьи, работали, завели собственных детей. Правнуки и другие потомки Заны, которая ушла из жизни в 1890-м году, живут в Абхазии и по сей день.
Еще в советское время загадкой Заны заинтересовались ученые, которые побывали на родовом кладбище Генаба и собрали необходимые образцы. В 2013-м году их исследовали западные специалисты. Места, где нашла покой дикая женщина, старики не помнили. Но удалось найти место, где лежал ее сын Хвит. Потом уже провели генетический анализ и отыскали его мать.
Исследования доказали. что Зана никак не могла быть потомком древних форм гоминид. Она обычная человеческая женщина, и ее предки жили в Восточной Африке, хотя частичное западно-африканское происхождение тоже не исключено. Район Золотого рога. т.е. Сомали и Эфиопии, был местом, откуда в Османскую империю попадало 90 % черных рабов. Турки владели Абхазией несколько столетий, и оставили после себя небольшую общину абхазских негров, которая частично сохранилась до сих пор.
Видимо, из этих людей и происходила та самая Зана. Наличие волосяного покрова, не характерного для людей негроидной расы, объясняется тем, что у женщины имелся такой генетический недуг, как гипертрихоз, который сопровождается избыточным ростом волос. Видимо, она сбежала из семьи или была брошена, одичала и привыкла жить сама по себе.
Правда, никакая наука не может объяснить ее необычайную скорость и силу. Ни один спортсмен-профессионал не поднимет одной рукой гирю, весом в 80 килограмм. А Зана, как говорят, легко поднимала такой мешок с зерном. Ни один человек вообще не сможет бежать наравне с лошадью. И не каждый справится с горным потоком, чтобы плыть против течения. Но тут самое вероятное предположение, что местные могли и приврать. На Кавказе вообще любят хорошие байки.
#абхазия #кавказ #кавказцы #снежный человек