Роман Татьяны Замировской "Смерти.net" можно отнести к разряду научной фантастики, а можно назвать фантастикой философской. И то, и другое кажется верным, ведь перед нами история об оцифровке человеческой личности и создании виртуальной среды для её полноценной жизни - "Интернета для мёртвых". С помощью этой затейливо придуманной "социальной сети" автор рассуждает о том, что делает нас людьми - памяти и закономерностях ее работы.
Роман "Смерти.net" огромный (почти 600 страниц) и сложно устроенный во всех смыслах: действие происходит в двух мирах, второй, виртуальный мир, автор придумывает и описывает с нуля со множеством нюансов и реалий, кроме того, главная героиня рассказывает то о прошлом, то о настоящем, распутывая детективную историю собственной смерти. Получается, на мой взгляд, головокружительно (хотя кто-то и говорил, будто в середине роман "провисает", но мне так совершенно не показалось. Это вот новый роман Орхана Памука в моих глазах пока безнадежно "провисает", но и ему я пока что дам шанс).
Воспоминания настолько сильнее правды, что нет никакой иной правды.
Все начинается с того, что главная героиня просыпается в "Интернете для мёртвых" и понимает, что она умерла. Она, конечно, позаботилась о том, чтобы создать собственную цифровую копию, что и дало ей возможность жить после смерти в виртуальном мире, где она может общаться с другими умершими и оцифрованными, а также созваниваться с теми, кто остался в реальном мире. Постепенно героиня узнаёт, что она умерла вовсе не в теракте, как ей говорили сначала, а её убили. Более того, сделал это её собственный муж, в любви которого героиня была совершенно уверена. На протяжении всей истории она будет выяснять, почему же любимый человек её убил.
Жизнь после утраты – и сейчас я действительно говорю про жизнь – похожа на потерю не то чтобы руки, но возможности делать этой рукой что-либо еще, кроме бесконечного, мучительного нашаривания уже оборванной коммуникации в бездне.
Чтобы сделать это, она проникнет в тело электронной собаки в реальном мире, в электронное табло там же, свяжется с цифровым движением сопротивления, поссорится с украденной цифровой копией того самого мужа, проникнет в тело клона диктатора одного не названного государства, и... Там столько всего будет происходить, и оно так не типично и необычно для всех других выдуманных литературных миров, с которыми вы уже имели дело, что пересказ выглядит слегка безумно. Впрочем, некоторые миры и выражаемые ими идеи это все же напомнит: автор не раз и не два подмигнет некоему "писателю П" (и я предполагаю, что это Виктор Пелевин). И, конечно, не обойдётся без русского космизма. В конце концов, в начале прошлого века Фёдоров уже немало порассуждал на тему воскрешения всех умерших в рамках своей "философии общего дела".
Нас столько лет не допускали к реальному миру, а когда мы в него ворвались, вместо того чтобы преобразовать его, видоизменить его, взорвать его – необъятен список действий, которые можно осуществить с миром, дорвавшись до пульта управления, – мы стали играть с ним.
Чтобы раскрутить этот основной сюжет и сопровождающие его события, автор придумывает массу деталей мира, в котором живут оцифрованные личности - тот самый "Интернет для мёртвых" (кстати, для его реализации человечеству пришлось запретить психотерапию, и это отдельный интереснейший повод подумать о тех основах, которые, по мнению автора, образуют личность). В "Интернете для мёртвых" есть своя сложная иерархия цифровых дубликатов разного качества, вещи мнимые и вещи настоящие, люди-"нейрозомби". Лавируя между ними и выстраивая себе новую жизнь после жизни и новую личность после смерти, героиня, конечно, найдёт и ответ на главный вопрос - кто же её всё-таки убил? И ответ наверняка удивит читателей!
В заключение, возможно, стоило бы сказать что-нибудь скептическое, но лучше я скажу честно: для меня это одна из лучших книг, прочитанных за последние месяцы. Она умная, сложная и говорит о том, что для меня очень важно - о памяти и о том, как она сосуществует с нашим "я".
#современная русская литература #редакция елены шубиной #читает_шафферт