Найти тему
Эпос Клио

Чем занимались скоморохи на Руси

Оглавление

Игрецы, гусельники, плясцы — названий у этой «касты» было много. Скоморошество возникло ещё в XI веке, но пик популярности явления пришёлся на период с XV по XVII века. Скоморохи дарили людям зрелища, но так ли просты были эти весёлые лицедеи?

Звени, звени, бубенчик мой!

Считается, что скоморохи — бывшие язычники. Сначала они проводили ритуалы на капищах, а с приходом христианства остались не у дел. Тогда-то и пошли скоморохи по городам. «Шароком» называли звонкие бубенцы, которые скоморохи крепили к колпакам, поясам и другому сценическому инвентарю. Их, кстати, использовали не только для привлечения внимания и созыва толпы. Гусельники считали колокольчики оберегами, отпугивающими злых духов.

Фрагмент картины Франца Николаевича Рисса «Скоморохи в деревне». 1857 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Франца Николаевича Рисса «Скоморохи в деревне». 1857 г., общественное достояние.

В каждой шутке есть доля...

Скоморохи веселили народ песнями, театрализованными представлениями, небылицами и плясками. Каждый такой эпизод высмеивал сложившиеся стереотипы в обществе. «На орехи» доставалось всем сословиям! Хороший скоморох всегда говорил правду, используя сатиру, юмор и интересные аллегории. Если же люд начинал возмущаться, то гусельник доставал из-за спины игрушку в образе «Петрушки» и говорил: «это он сказал — к нему все вопросы».

Фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Скоморохи», 1904 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Скоморохи», 1904 г., общественное достояние.

Прогноз не только погоды

Скоморохи никогда не были ремесленниками. Как бы сказали сейчас — не было у них никакой специализации. При этом скоморохи постоянно совершенствовали свою «копилку знаний», изучали астрологию и с почтением относились к знаниям предков. Народ часто обращался к ним за советами по жатве и посевам. Гусельники давали невероятно дельные прогнозы! Более того, в каждой крупной группе скоморохов обязательно была своя ворожея, к которой мог обратиться любой простолюдин.

Современная реконструкция.
Современная реконструкция.

Повышение квалификации

Современники передавали из уст в уста легенду о скоморохах и Замри-горе. Сейчас — это самая высока точка Москвы, а тогда игрецы собирались в этом месте на день Ивана-Купала. Перепрыгивание через костёр пошло именно от скоморохов. Многие крестьяне и мещане обходили такие места, опасаясь тайных обрядов. Но историки утверждают, что скоморошьи сборища были чем-то вроде обмена опытом. Гусельники массово съезжались к костру и делились знаниями.

Фрагмент картины Адама Олеария «Кукольник», 1643 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Адама Олеария «Кукольник», 1643 г., общественное достояние.

Жёлтая пресса

Игрецы бывали в разных городах, и в каждом из них получали бесценную информацию о победах и поражениях великих воинов, о принятии новых законов, о богачах и их богатствах. Скоморошество появилось раньше письменности, а сведения, которые приносили игрецы, живо обсуждались в обществе. Если один купец желал устранить «конкурента», то заказывал его скоморохам. Как только те высмеивали какой-нибудь порок, прибыль заказчика начинала расти. Недобросовестно, зато доходно!

Фрагмент картины Виктора Михайловича Васнецов «В костюме скомороха», 1882 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Виктора Михайловича Васнецов «В костюме скомороха», 1882 г., общественное достояние.

Русский медведь

На Руси с давних пор почитали медведя. Бурый считался символом плодородия, поэтому все женщины старались по возможности прикоснуться к зверю. В начале дня дрессированный медведь выступал перед горожанами, а уже вскоре ушлые скоморохи стали брать плату с желающих стать счастливым. Такое прикосновение стоило дорого, ведь предвещало рождение продолжателя рода. Интересно, что лицедеи брали плату не деньгами, а едой и ремесленнической продукцией.

Фрагмент картины Петра Ивановича Субботина-Пермяка «Песнь скоморохов», 1910 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Петра Ивановича Субботина-Пермяка «Песнь скоморохов», 1910 г., общественное достояние.

Иван не Грозный?

Иван IV не считал нужным скрывать своё почтение к скоморохам. Есть достоверные сведения о том, что он лично участвовал в выступлениях. Царь настолько проникся талантами «кочевых актёров», что создал первый потешный двор. Здесь должны были выступать лучшие, поэтому царь издал грамоту, приказывающую Новгороду выслать самых талантливых скоморохов. Кстати, Репнин и Курбский — приближённые к государю князья, резко осуждали подобные развлечения.

Фрагмент картины Николая Васильевича Неврева «Шут и опальный боярин», 1891 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Николая Васильевича Неврева «Шут и опальный боярин», 1891 г., общественное достояние.

Юмор во благо

Церковь и государевы слуги негативно относились к скоморохам, но решили применить их талант себе на благо. Гусельники стали официальными представителями Потешной палаты. Мода на придворных лицедеев стала шириться по всему государству. Под её влияние попали даже князья из знатных родов — Шуйский и Пожарский содержали при дворе несколько скоморохов. Правда местные весельчаки создавали репертуар под надобности и нужды своих господ.

Фрагмент картиы Николая Константиновича Рериха «Скоморохи. Эскиз костюма к опере "Князь Игорь"», 1914 г., общественное достояние.
Фрагмент картиы Николая Константиновича Рериха «Скоморохи. Эскиз костюма к опере "Князь Игорь"», 1914 г., общественное достояние.

«Мотай на ус»

Сильные мира заподозрили скоморохов в шпионаже. А некоторые историки по сей день считают, что название игрецов произошло от лангобардского — "scamar", что в переводе на русский — «шпион». Во время выступлений гусельников народ собирался массово. В благостном расположении духа люд расслаблялся и свободно обсуждал насущные проблемы. А скоморохи, якобы, всегда были поблизости и «мотали сведения на ус», чтобы затем передать их заказчику.

Современная реконструкция.
Современная реконструкция.

Дошутились!

Священнослужители были против скоморохов, слишком многое плясцы взяли от язычников, слишком иронично они высказывались о церкви. Борьба носила негласный характер, поэтому архиепископ Никон взял ситуацию в свои руки. Царь Алексей Михайлович подписал указ, после которого за скоморохами открылась настоящая охота.

Фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Всехсвятский каменный мост», 1901 г., общественное достояние.
Фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Всехсвятский каменный мост», 1901 г., общественное достояние.

С 1648 прежние гусельники полностью перевелись. Их инструменты изымали, а авторов и почитателей таланта подвергали гонениям.

———
С вами был «
Эпос Клио».