Взять взаймы трешку, рупь и даже червонец в советские времена считалось обычным делом. То до получки гражданин не дотягивает, то выпить не на что… Давали почти всегда, порой даже не рассчитывая на возврат. В то же время, одолжить «для покататься» третью модель «Жигулей» ВАЗ-2103 считалось почти святотатством– настолько престижной считалась эта модель. Посадить за руль динамичной «трешки» другого водителя? Да вы что! Ведь по степени своей роскоши такой автомобиль хотя и не дотягивал до высот номенклатурной «Волги», зато выигрывал в динамике: 150 км/ч по тем временам – почти рекорд! Все это отражалось и в цене: если стандартный «Жигуль» стоил порядка 5 500 советских рублей, то третья модель обходилась на 2 000 руб. дороже.
В чем роскошь, брат?
«Правильная «трешка» – это прежде всего салон, изобиловавший доселе невиданными автомобилистами СССР элементами. Приборная панель из пяти сегментов с указателем давления масла и тахометром, центральная консоль, стрелочные часы в верхней части «торпеды», ворсовый ковер… Даже металлическая верхняя часть дверей со стороны салона была обшита специальными накладками, нашлось место хорошему радиоприемнику и даже зеркальцу для пассажиров заднего ряда. Также удивляло то, что омыватель лобового стекла включался не рукой, а ногой, для этого в полу имелась специальная кнопка.
Однако не только богатый интерьер и легко узнаваемые элементы кузова оправдывали высокую цену на модель. Внутри «трешки»было практически невозможно определить, работает ли двигатель – настолько качественно поработали над звукоизоляцией кузова и силовым агрегатом. И это совсем не шутка, поскольку на раннихВАЗ-2103 устанавливались моторы не только с боевым характером, но и поразительно низким уровнем шума.
Мытарства с оптикой
Четырехфарная система головного света 3-й модели ВАЗ доставила советскому автопрому немало головнойболи. Мало того, что при производстве следовало четко соблюдать все геометрические параметры рассеивателя с отражателем, так еще и нужно было с ноля освоить технологию двухцветного литья. В СССР к этому оказались просто не готовы, поэтому на первых порах оптику в сборе покупали в Италии, а затем в странах советского блока, ГДР и Чехии.
Отечественные фары стали поставляться в Тольятти лишь в 1976 году после обкатки новой технологии на заводе «Красный октябрь». Однако перед этим советскому производителю пришлось преодолеть много барьеров: пластмасса сваривалась плохо, а рассеиватель банально разваливался по стыку цветов. Кроме того, проблем добавляла геометрия кузова ВАЗ-2103, которая в некоторой степени была не доработана в плане установки светового оборудования. Но в Советском Союзе решали и куда более сложные вопросы. Например, как перегнать Америку и ответить на ядерный удар капиталистов…
Советский «люкс» на долгие года
«Трешка» с улучшенным экстерьером и интерьером комплектовалась не скромным 1,2-литровым двигателем, как у ВАЗ-2101, а почти полуторалитровым мотором с измененным хода поршня. Прибавка мощности до 70 «лошадей» давала возможность разгоняться за 100 км/ч за 19 сек., что тогда было почти мечтой. Поэтому комфортная, быстрая и динамичная машина долгие годы в своем классе считалась эталоном, и только появление еще более «люксового» по советским меркам автомобиля ВАЗ-2106 пошатнуло ее позиции. Впрочем, многие владельцы «трешек» отказывались пересаживаться на «шестерки», называя новинку пластиковой машиной. Но это – уже совсем другой предмет обсуждения.