Найти тему

Одна интересная жизнь

Оглавление

Опубликовав предыдущую статью, не могу не рассказать о своей коллеге. Эта та самая дочка ветерана.

- Ошибку еще не замечаю, но уже чувствую, - говорит корректор Нина Рувимовна Шутко.

Сегодня ее свежий взгляд обязательно уловит то, на что даже самый грамотный автор не обратит внимания. А раньше она стояла перед выбором: преподавать или служить Мельпомене.

Нина Рувимовна родилась в семье военнослужащего в Костроме. Когда отца перевели в Армению, родные поехали за ним. В Ереване окончила школу и пединститут русского и иностранных языков имени В.Я. Брюсова, позже - Педагогический институт в Пятигорске. Сорок лет жизни Нина Рувимовна посвятила детям: преподавала английский и немецкий языки в ауле Псыж Карачаево-Черкесии и в кисловодской школе №1.

Часто произнося слово учитель, мы не задумываемся, какую огромную роль играет он в жизни учеников.

- Мне хотелось, чтобы ребята выросли любопытными, разносторонне развитыми личностями. Хотелось их к языкам приобщить, к культуре, к искусству. Мы с ними готовили концерты, ставили сказки, приглашали на просмотр родителей. Я водила учеников в филармонию, на все выставки, что привозили в Кисловодск. Учила взаимодействовать с другими людьми, чтобы возникала атмосфера доверия и уважения. А язык - это мощнейшее средство в этом деле, - рассказывает Нина Рувимовна.

Учительница, превращавшая уроки в увлекательное путешествие в мир знаний, глубоко запала в душу школьникам.

- На восьмое марта дети в ауле несли из дома все, что можно было взять: полфлакона одеколона, начатую пудру «Белый лебедь», вазу со сколом. Жили тогда бедно, денег купить подарок не было, - улыбается Нина Рувимовна.

Директор школы велел непременно забрать все, чтобы не обидеть. Но понемногу объяснить ребятам, что подарки, сделанные своими руками, не менее ценны.

Сегодня - это дорогие сердцу воспоминания.

- У меня ваза отколотая до сих пор стоит. Дочка говорит: «Мам, ну что она у тебя пылится, не нужна уже - выброси». Я не могу ее выбросить! Это мой первый год работы в школе. Он (ученик) эту вазу из дома схватил, принес, возможно, без разрешения мамы, и подарил, - рассказывает Нина Рувимовна.

А ведь все в жизни корректора могло быть иначе.

- Театр был главным увлечением в жизни. В школе мы ставили чеховские миниатюры, а после десятого класса в доме культуры в Ереване открылся кружок русской драмы. В составе труппы я выступала перед воинскими частями. Мне казалось, что театр увлекает всех. В нем можно реализовать себя и в ролях, и в декорациях, и в костюмах. У меня была одна беда. Я не могла выносить грим. Поэтому в артистки не пошла. И еще я трезво относилась к своим театральным способностям, - рассказывает корректор о том, как сделала выбор в пользу преподавания языков.

Однажды знаменитая артистка театра имени Е. Вахтангова Юлия Борисова спросила Нину Рувимовну, кем она хочет стать.

- Вы знаете, еще не решила. Я хочу или учительницей, или актрисой, - ответила наша коллега.

- Если у вас есть «или», то вам нельзя идти в актрисы. В актрисы идут только те, кто без «или». Другого не мыслят, - сказала Юлия Борисова.

И Нина Рувимовна прислушалась. Не стала работать в театре и кино, но все же мечта отчасти сбылась: в 15 лет она снялась в массовой сцене фильма «Роман и Франческа» советского режиссёра Владимира Денисенко. Главную роль в нем сыграла Людмила Марковна Гурченко.

Призванию и делу всей жизни коллега отдает не только большую часть времени, но и души. Работу со школьниками продолжает и сегодня. Традиции, которые были заложены много лет назад ее учителями, нашли отражение в педагогической деятельности.

- Когда мы учились, человек, не читавший Ремарка, переставал для нас существовать, - вспоминает молодость корректор. У нас в школе были очень хорошие учителя. Они проводили интересные литературные и музыкальные вечера, костюмированные балы. Были диспуты по книгам. Если нам задавали «Войну и мир» - мы ее читали. Тогда был один телевизор на весь класс. Помню, сидели на стульях и на полу у одноклассницы дома и смотрели взахлеб «Два капитана». Нам было интересно, что же там за Санька Григорьев, кто его сыграл.Сейчас дети ленивые, им неохота включить компьютер, найти самое крупное на земном шаре Саргассово море. Оно же без берегов! Как определяют размер? Это же так интересно! - восклицает наш корректор. - А как можно лишать себя удовольствия и не читать «Леньку Пантелеева», «Кортик», «Бронзовую птицу»?

Самым главным в жизни Нина Рувимовна считает порядочность.

- Это качество, выверенное временем. Оно очень емкое. Если ты порядочный человек, ты не можешь быть лгуном, не можешь быть расхлябанным. Если дал слово - должен его сдержать. Порядочность включает и честность, и обязательность, и добросовестность. К сожалению, в наше время при характеристике людей это слово выбывает из обихода. Все говорят: «руководитель», «хваткий» и так далее, - поясняет корректор.

На вопрос, есть ли мечта, Нина Рувимовна отвечает утвердительно.

- Но она уже неосуществима. Я хотела попутешествовать. В молодости было трудно проходить для этого через «сито» парткомов, горкомов. Сейчас возможность есть, но уже не могу переносить длительные перелеты и переезды. И не хватает денег. Я всегда старалась поехать туда, где могла воспользоваться языком: была в Хорватии, Испании, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, на Крите и на Кипре. Но с институтской поры хотела побывать в Австрии, услышать австрийский немецкий, понять, чем он отличается от немецкого в Германии. А еще мечтаю увидеть Исландию и Норвегию. Мечты сбываются… Иногда...