В Новосибирске завершился первый этап реставрации фюзеляжа легендарного "Дугласа" С-47 DL — "Борта Тюрикова", эвакуированного в 2016 – 2017 годах из таймырской тундры экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества. Бережным восстановлением самолёта занимаются специалисты компании "Геликоптер".
В ходе реставрационных работ в главной части самолёта по заводским технологиям закрыты многочисленные мелкие и крупные пробоины обшивки. Отремонтированы несколько повреждённых внутренних перегородок. В некоторых местах восстановлены утраченные элементы корпуса.
Обшивка передней части фюзеляжа, наиболее сильно пострадавшей при аварийной посадке, снята. Для последующей правки открыт доступ к силовому набору — системе стержневых и балочных элементов, обеспечивающих жёсткость конструкции. Все наружные и внутренние поверхности зачищены и готовы к покраске. Помимо этого реставраторы полностью очистили кабину экипажа.
Кроме работ по фюзеляжу на стенд для разборки выставлен левый двигатель самолёта. Он полностью очищен, демонтированы навесные агрегаты и проведён первичный осмотр. Как удалось выяснить реставраторам, некоторые детали имеют повреждения. Окончательная диагностика и выяснение причин дефектов будут проведены в ходе полной разборки силовой установки.
Также закончена сложная и очень трудоёмкая работа по реставрации рулей хвостового оперения. Возможность их полного восстановления сразу после эвакуации представлялась маловероятной, поскольку исходные детали имели очень сильные повреждения и были частично утрачены. Однако реставраторам удалось с высокой точностью отремонтировать и собрать оригинальный узел.
При реставрации самолёта специалисты компании "Геликоптер" стараются максимально использовать оригинальные детали и узлы. Новыми элементами заменяются лишь полностью отсутствующие части конструкций. Несмотря на сложную логистическую ситуацию есть надежда получить оригинальные запчасти для "Дугласа". В ближайших планах — согласование внешнего оформления, подбор краски, восстановление исторических обозначений и знаков.
— Большое спасибо за активное участие в проекте губернатору Красноярского края, Председателю Попечительского совета Красноярского краевого отделения РГО Александру Викторовичу Уссу, а также компании "Роснефть" и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас С-47", который во время Великой Отечественной войны перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд - лиза. В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Сам Тюриков и часть экипажа отправились за подмогой и трагически погибли. Оставшиеся у самолёта люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.
Аналогов подобной операции в истории России ещё не было. Руководил эвакуационными работами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. В результате слаженных действий участников экспедиции в 2016 году в Красноярск был эвакуирован сам самолёт, год спустя — его крылья. В декабре 2021 года "Дуглас" С-47 DL (СССР Л-1204) перевезли из Красноярска в Новосибирск на реставрацию. Сейчас он находится в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище. Предполагается, что полное восстановление легендарной машины займёт около двух лет, после чего "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. Красноярское краевое отделение РГО в течение всего периода реставрационных работ будет помогать новосибирским коллегам.