Найти тему

Культурные практики на сельских территориях

Оглавление

24-25 марта в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (музее «Арсенал» Нижнего Новгорода) состоялся семинар-презентация «Сельские территории и современные культурные практики».

Для разговора о том, как скромные сельские поселения могут стать настоящими флагманами культурных инноваций и живыми ресурсными центрами, собрались представители некоммерческих организаций и учреждений культуры
Ульяновска, Ижевска, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, поселка Игра и деревни Сеп Удмуртской Республики, деревни Учма Ярославской области.

– Мы начинаем разговор о том, что современная необычная, очень перспективная и вектором направленная в будущее культура живет не только в больших городах, но и на малых сельских территориях, – сказала во вступительном слове к семинару его модератор, заведующая Волго-Вятским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал) Анна Гор. – Жить она может везде, где живут люди с творческим внутренним устройством.

Благодаря партнерам «КАМА рекордз» – музею «Арсенал» Нижнего Новгорода событие, задуманное как круглый стол, переросло в двухдневный семинар с обсуждением культурных практик Нижегородской области с участием приглашенных экспертов.

-2

Главным событием, прошедшим в рамках проекта «Секретная карта деревни Сеп», стал круглый стол «Анализ успешных примеров работы с нематериальным культурным наследием на сельских и удаленных территориях и возможность их тиражирования», где участники семинара познакомились с тремя разными историями развития сельских территорий – Ульяновской области, деревни Сеп Удмуртской Республики и села Учма Ярославской области.

– Приглашая наших коллег из Ульяновска и Учмы, мы стремились показать широкий спектр того, как можно развивать сельские территории с помощью социокультурного проектирования, – перед началом презентаций отметил директор АНО «Рыба Морзе – КАМА рекордз» Александр Юминов. – С одной стороны, это такой большой ресурс, как фонд «Ульяновск – культурная столица», показывающий, каким образом правильное понимание администрацией области культурной стратегии позволяет решать сложные проблемы, связанные с сельскими территориями. С другой стороны, это наш опыт – опыт «КАМА рекордз» и Sep Community, когда мы на базе местной инициативы и вместе с деревенским сообществом реализуем большие проекты. И третий пример – совсем маленькая история деревни Учма, где осталось восемь домов, но музеи которой отмечаются на крупных, даже европейских музейных форумах за особое тонкое душевное отношение к человеку.

-3

Ульяновский феномен

Ульяновск, конечно же, потряс нас всех масштабом и размахом социокультурной деятельности. А еще – грамотной стратегией, четко выверенной системностью культурного менеджмента, вниманием к деталям в поддержке сельских инициатив и результатами, которых целеустремленно и взвешенно добиваются Фонд «Ульяновск – культурная столица» и его креативные кластеры. И это тот случай, когда подобная тщательная работа находит экспертное признание: Ульяновск включен в «Сеть креативных городов ЮНЕСКО», а Ульяновская область, участвуя в первой всероссийской премии Russian Creative Awards, вошла в топ-5 креативных регионов России.

– Развитие культуры, креативных индустрий – это не просто желание и мысли какой-то группы людей, – говорит исполнительный директор Фонда «Ульяновск – культурная столица», эксперт федеральных и региональных грантовых конкурсов Татьяна Ившина. – Мы постарались внести эти понятия и приоритеты в стратегические документы развития региона. Основная тема, которой сейчас занимается наш фонд – развитие кластера креативных индустрий. Это не только предприятия и люди. Это инфраструктура, мера поддержки, события, образование в сфере креативных индустрий. С 2018 года мы начали серьезно заниматься масштабированием своей деятельности на территории всей Ульяновской области и работать с муниципалитетами, в чем нам помог грант Фонда Потанина, который мы получили на создание центра социальных инноваций. Конечно, муниципалитет может сам выбирать свою стратегию и свои приоритеты. Но желательно, чтобы он мог обратиться к какой-то ресурсной организации, которая могла бы помогать, содействовать, обучать, направлять в нужное русло. Это хороший качественный консалтинг, но не тот вариант, когда ты даешь мне деньги, а я пишу тебе подготовленную грантовую заявку. Нет, это именно формат сотрудничества. И мы интересны нашему региону в том числе и тем, что мы выступаем ресурсным центром для такого рода деятельности.

-4

В муниципалитетах есть дома культуры, музеи, библиотеки… Мы прекрасно понимаем, что эти институции, созданные много лет назад, не могут не меняться. И наше участие заключается в том, чтобы помочь учреждениям культуры найти дополнительные направления для изменений, новых партнеров, новые форматы работы. Для муниципалитетов наш фонд – не административный ресурс. Мы – некоммерческая организация, хотя и учрежденная правительством. И они работают с нами добровольно.

Проекты Фонда, направленные на социокультурное развитие сельских и отдаленных территорий области, вдохновляют своей ясностью, внутренней логикой. И доступностью – для тех, кто действительно желает работать и менять пространство вокруг себя. Во многом это готовые апробированные форматы и механизмы культурного менеджмента, которые можно смело переносить в другие регионы – в соседние уж наверняка. Институт менторства социокультурных сельских инициатив Ульяновской области, сеть креативных пространств «Третье место» для творческой самореализации молодежи, картирование народно-художественных промыслов и ремесел… Руководитель дирекции социальных инноваций в сфере культуры и креативных индустрий Фонда «Ульяновск – культурная столица», руководитель НКО «Кластер креативных индустрий» Кирилл Валов подробно рассказал об этапах развития, механизмах реализации и результатах каждого из этих проектов, впечатлив в том числе и суммами привлеченных инвестиций для развития инфраструктуры той или иной территории.

-5

Сепская история

Прекрасный пример того, как культура может притягивать инвестиции на небольшую сельскую территорию, демонстрируют и АНО «Рыба Морзе – КАМА рекордз» вместе с сообществом деревни Сеп Игринского района. Здесь, конечно, иной географический масштаб по сравнению с Ульяновской областью, но системная проектная работа ведется в Сепе уже в течение шести лет. И в целом «сепская история» далеко не только о том, как меняется внешний облик деревни благодаря культурным инициативам и привлеченным средствам. Она о том, как постепенно изменяется внутреннее самоощущение жителей села, осознающих свое место и место своей маленькой родины в огромном мире.

– Если Ульяновск – яркий пример того, как работать в ситуации, когда у вас есть большой ресурс и большая глобальная задача, то мы показываем, как работать с теми, кто находится рядом с вами, – говорит руководитель проектов «Народный музей исчезнувших деревень», Sep Community, «Лаборатория музыкальных коммуникаций «Студия Сеп», «Секретная карта деревни Сеп» Александр Юминов. – Наша принципиальная позиция в том, что мы не занимаемся никаким бизнесом. Мы участвуем в открытых конкурсах – Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, Фонда Потанина. Для нас очень важно, чтобы территория демонстрировала свой интерес не только в том, чтобы сказать нам, как это здорово и приятно – получать гранты, но и брала на себя ответственность за их реализацию. Поэтому в финансировании той деятельности, которую мы осуществляем в деревне Сеп, администрации поселения, района и республики играют существенную роль.

-6

Успех того, что мы делаем, заключается в условном треугольнике. Один из углов – местное сообщество и деревня, те люди, для которых все это делается и которые являются нашей отправной точкой. Второй угол – наша некоммерческая организация, ко всему прочему выступающая и в качестве внешнего эксперта, поскольку мы замечаем на территории многие интересные вещи, которые кажутся местным жителям привычными и «замыленными». И третий угол – администрация. Мы прекрасно знаем: если в социопроектной работе не участвует администрация, невозможны никакие серьезные инфраструктурные изменения.

В своих проектах мы применяем эффект мягкой силы, когда вынуждаем администрацию – к счастью, не районную, поскольку она всегда вместе с нами, а, например, республиканскую – к определенным шагам, когда она уже не может игнорировать то, что происходит на этой маленькой территории.

-7

Так же, как ульяновским экспертам было непросто за полчаса рассказать о направлениях своего фонда, так и Александр Юминов успел лишь в целом охватить основные этапы «проектного» Сепа. Народный музей исчезнувших деревень, созданный по инициативе местного сообщества, Культурный квартал деревни Сеп, давший толчок благоустройству центра деревни, Публичный архив традиционной культуры Удмуртии, вылившийся в большой проект «Хранители», Sep Community, задуманный как культурный центр местного сообщества и в результате превратившийся в современный ресурсный центр социальных инноваций со студией звукозаписи, выставочным залом, коворкинговым пространством, детским центром… Вместе с руководителем проекта на вопросы слушателей отвечали и представители проектной команды Sep Community – начальник управления культуры, туризма и молодежной политики Игринского района Удмуртской Республики Елена Кошина и один из модераторов семинара, участник нескольких проектов KAMA records, советник ректора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Шлиенкова.

-8

Музейная Учма

Историю создания музеев Учмы, небольшой деревни Ярославской области на берегу Рыбинского водохранилища (зимует здесь около двадцати человек), можно слушать словно сказание, словно современный культурный и философский героический эпос. Героями его выступают и коренные жители учемской земли, как Василий Смирнов, и славные «варяги», как его жена, москвичка Елена Наумова, много лет по воле случая оказавшаяся в этих местах и оставшаяся здесь навсегда. А еще это прекрасный образец системной музейной работы, великолепных идей и чуткого их воплощения. Тема экспозиций Учмы – люди, которые жили и живут здесь сейчас, их судьбы, печали, радости, потери и обретения. Истории захороненного в этих местах святого Кассиана Грека, крестьян, ремесленников, рыбаков, заключенных, переселенцев, местных жителей – все тесно переплелось на удивительной земле Учмы. А сейчас здесь есть Музей судьбы русской деревни, экспозиции «Своя лодка. Старухи о Любви» и Музей дыр и заплат.

– Несколько лет назад мы стали обладателями гранта «Культурной мозаики», – рассказывает директор Музея судьбы русской деревни Елена Наумова. – Все это делалось с большим трудом, несмотря на то, что местная власть нас очень любит. У нас несколько экспозиций в музее, и все они возникали одна за другой, диктовались условиями, временем… Так получилось, что в жизни Учмы, помимо того, что там был византийский князь, возникло еще несколько персонажей, которые повлияли на ход событий. Одним из таких важнейших людей был Владимир Александрович Гречухин, основатель Мышкинского народного музея, выдающийся человек. Он водил местных детей в походы, рассказывал об истории родного края. Один из тех, кого он увлек за собой, – житель Учмы Василий Смирнов. Гречухин помог Василию поставить крест на могиле Кассиана. Когда люди начали спрашивать, почему здесь стоит крест, пришлось построить и часовню. Когда была срублена часовня, люди стали утверждать, что здесь утонул кто-то знатный. Тогда пришлось делать музей: после строительства часовни был перевезен первый столетний амбар, в котором и возник Музей судьбы русской деревни. Это слово – «пришлось» – и поныне у нас работает. Обстоятельства ставят нас в такие условия, что приходится объяснять…

Василий Смирнов стал хранителем истории, хотя тогда у музея даже не было юридического лица. Когда было произнесено слово «музей», местные жители, решив, что это краеведческий музей, сами понесли ему свои самовары и личные истории. Василий принимал и скарб, и истории… Люди хотели быть услышанными. И пришлось дать им право голоса. Мы записали их аудиорассказы и в еще одном перевезенном амбаре 19-го века сделали экспозицию, посвященную людям деревни. Экспозицию мы собрали буквально за три недели на свои средства, и ни в каких грантовых конкурсах мы тогда не участвовали.

Мы собирали воспоминания жителей – рассказчиками были в основном женщины, потому что мужчины в деревнях до преклонного возраста, как правило, не дотягивают. И однажды я задала вопрос про семейную жизнь. Все просто разом, хором, начали рассказывать о своей жизни, о любви, обидах… И тогда я договорилась, что пройдусь по всем и послушаю каждую историю отдельно. Так и случилось. А через некоторое время мы выиграли грант Российского фонда культуры на создание экспозиции «Старухи о любви». Получились потрясающие аудиорассказы. Мы отобрали предметы, которые связывают этих женщин с их семейной жизнью, организовали внутри пространства амбара отдельные отсеки, установили экспонаты… Когда заходишь в амбар, слышишь все голоса одновременно, потому что каждый хочет рассказать о себе. А входя в комнатку-отсек, слышишь рассказ, который адресован лично тебе… Все женщины остались довольны тем, как мы о них рассказали. Это очень важно.

-9

…Когда мы делали музей, у нас оказалось очень много починенных вещей: люди берегли то, что имели. Мы хотели организовать выставку, посвященную этому. Пока я не поняла, что и меня судьба привела в Учму благодаря дыре и починке. Однажды у меня сломалась машина, пробился картер, потекло масло… Чудесным образом появился Василий, заделал эту дыру. Я уехала. А через пять лет вернулась, вышла за него замуж и осталась в Учме навсегда. И у многих людей есть истории, связанные с какими-то разрывами, починками. Такое философское понятие и дыры, и заплаты… И появился Музей дыр и заплат. «Музей – это художественная штопка нашей рвущейся в разных местах исторической памяти». Это сказал Лев Рубинштейн. И это мы и стараемся показать в нашем музее. Помимо всяких материальных предметов, мы очень большое внимание уделяем дырам и заплатам в исторической памяти, личной памяти… Приезжайте к нам в Учму, мы вам всегда рады! Тем более в последние годы музей из просто музея превратился в психотерапевтическую площадку…

Но моя самая большая мечта, чтобы наш музей перестал быть актуальным: восстановилась бы деревня, всем бы жилось хорошо… Хотя такие музеи, безусловно, заставляют задуматься о себе. И в этом их влияние на будущее людей.

…После круглого стола обсуждение культурных практик продолжилось в свободном формате. На следующий день участников семинара ожидала работа в группах «Районы Нижегородской области: специфика культурного запроса» и подиумная дискуссия «Современная деревенская культура: взгляд изнутри и снаружи».

Вопросы, ответы, горячие обсуждения в кулуарах, встречи старых единомышленников и новые важные знакомства, обмен контактными данными и даже идеями – замечательный признак того, что событие состоялось.

Текст – Светлана Мальцева.

Фото – Светлана Мальцева, Алексей Шевцов.

Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA Records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект "Секретная карта деревни Сеп" реализуется при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив.

#KAMARecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд