Найти тему
Познающий

Эффект Дидро или почему мы покупаем ненужные вещи?

Оглавление

Вернитесь на 10 лет назад. Сколько у вас было одежды, мебели, машин, инструментов, безделушек? А теперь осмотрите свою квартиру. Сколько вещей вы купили за последнее десятилетие? Сколько из них были действительно необходимы и ценны?

Почти у всех нас есть естественная склонность постоянно покупать новые вещи, и я не думаю, что мы когда-нибудь дойдём до того момента, когда скажем: у меня есть всё, что мне нужно.

Дени Дидро (1713-1784) - выдающийся французский философ и писатель эпохи Просвещения — большую часть жизни провёл в нищете. Однако в 52 года он внезапно разбогател, продав Екатерины Великой свою библиотеку.

Одной из первых его покупок стал алый халат.

Потребление и стремление к постоянству

Оказалось, что красивый халат не сочетается с остальными вещами и образом скромного философа:

Эта нарушенная гармония и бессвязность начали чрезвычайно утомлять Дидро. Он мог бы, конечно, избавиться от халата, но вместо этого… начал усиленно покупать новые вещи, дабы «подтянуть» свой имидж. Старое крыльцо он заменил красивым дамасским ковром, а над камином появилось декоративное зеркало. Из холла был выброшен старый обитый соломой стул, а его место занял новый, обитый кожей, а также стоячие часы, бронзовые скульптуры, платяной шкаф... И так шаг за шагом появлялись всё новые и новые вещи, всё в ответ на несоответствие, вызванное первой покупкой. Дидро ярко описал это в иронической статье, озаглавленной «Сожаление о старом халате, или предостережение тем, у кого больше вкуса, чем денег».

Оказывается, погоня за постоянством легко толкает нас в спираль потребления:

  • Ты пошел купить костюм? Вероятно, теперь тебе понадобится рубашка и галстук. Ах, и, может быть, даже запонки.
  • Новое платье? Значит и новые туфли. А может что-то ещё из бижутерии?
  • Вы купили новый велосипед? Отличный повод купить хорошую экипировку, улучшенный шлем, кронштейн под бутылку с водой и... о точно и эта штука, которая измеряет расстояние. Та, что в телефоне не подходит, нужна специальная на руль.
  • Вы заменили диван в гостиной на новый? Настало время заменить мебельную стенку и комод.

Описанный выше эффект Дидро — лишь одно из проявлений наших рефлекторных и бессознательных реакций на стимулы, связанные с покупками. И это не столько наша слабость, сколько заслуга маркетологов.

Помимо объединения товаров в наборы, реклама также завлекает нас улыбающимися лицами, трогательными младенцами, красивыми цветами, музыкой, отсылками к мужскому эго или женскому стремлению к красоте. Всё это для того, чтобы склонить нас к импульсивным покупкам. И если с чем и необходимо бороться, так это с импульсивными покупками, потому что от них наши кошельки пустеют, а подвалы, чердаки, кладовки и квартиры выглядят как свалки.

Что такое осознанный шопинг?

-2

✔️ Прежде всего: это когда мы покупаем, только если можем себе это позволить. Это означает, что мы не берём никаких займов и кредитов, потому что это просто глупо и нещадно опустошает наши карманы.

✔️ Второе: мы покупаем то, что имеет для нас реальную ценность. Давайте не будем просто засыпать себя кучей мусора, плотно заполнившего наши шкафы, квартиры, машины и гаражи.

✔️ Старайтесь тратиться на то, что реально улучшит качество нашей жизни или станет инвестицией в опыт. Интересное путешествие, хорошее чтиво, концерт мечты, инвестиции в себя: курсы, семинары и т. д. Делая это, мы выигрываем вдвойне: у нас больше места дома и шире кругозор.

Поскольку маркетологи постоянно думают, как бы получить от нас больше денег, нам остаётся сражаться одним и тем же оружием: способностью думать!

Наша сила воли действует как батарейка. После нескольких актов употребления — например, после нескольких отказов батарейка садится, и в конце концов мы поддаемся искушению. Если только мы не сделаем перерыв и не наполним резервуар силы воли хорошим отдыхом и едой.

Лично я использую несколько разных методов, чтобы не тратить деньги на ерунду: веду бюджет, планирую все покупки и избегаю семейных походов в торговые центры без конкретной цели.