Найти тему
Логопед Анна Полякова

Обучение малыша по системе с карточками.

Введение альтернативой коммуникации вопрос спорный. Многие утверждают, что приучение ребенка к карточкам и жестам лишь затормозит речевое развитие, и упорно стараются не вводить данный вид коммуникации.

Мой ребенок тоже молчал, но для себя я сделала следующие выводы:

1 Отсутствие коммуникации и обратной связи с ребенком здорово тормозит его психическое развитие.

2 Система карточек и пособий, помогает не только общению с малышом но и развитию его пассивного словаря, понимания речи.

3 Установив коммуникации, появляется возможность обучения. Даже отстающий в речевом плане ребенок теперь моет продвигаться вперед в плане знаний и требований. Понимать формы. цвет, размер, времена года, цифры и счет, даже буквам и чтению можно обучить маленького и совершенно немого ребенка.

4 Многих смущает вопрос: «Будет ли малыш подменять речь альтернативной коммуникацией?» - Альтернативные методики общения дают лишь узкую возможность выразить свою мысль, а ребенок, развитый в умственном плане по средствам той же альтернативной коммуникации будет стараться выражаться шире, чтоб донести свои желания полностью.

Я не занималась с сыном внедрения карточек-действий. Пить, есть, холодно, читать, играть - подобные карточки применяют у не говорящих детей с аутизмом. Возможно чуть позже, если бы сын не заговорил в 3, 5 года, я бы внедрила, что-то подобное, но скорее в письменном виде. Первые слова, сын начал писать печатными буквами в 4 года. В период с 1 года до 3.5 лет, мы переживали истерики-непонимания в бытовом плане. Если нельзя было донести жестами, начинались крики, которые, как правило, заканчивалась в углу. Единственная стойкая коммуникация, которая помогала понять уровень интеллекта и способностей не говорящего сына, это система карточек. Только благодаря этой методике я смогла полностью оценить возможности сына его потенциал.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Итак, я уже писала в предыдущей статье, как сформировала у сына указательный жест и научила показывать пальчиком в книжке, это был важный этап к дальнейшему умственному развитию и обучению. Перечитать можно в статье ниже.

Для начала работы по карточкам ребенка не обходимо усадить на удобную поверхность. Я использовала для этого большую кровать, либо стелила на пол одеяло. Данную методику я начала внедрять в год, малыши этого возраста совершенно не готовы сидеть за столом, да и это ни к чему. Пусть ребенок ползет, валяется на кровати, главное, чтоб материал был ему виден. Для деток, с аутичным спектром, что совершенно не проявляют интереса к занятиям, основным критерием для внедрения являемся присутствие в комнате. Ребенок может сидеть в углу и заниматься своими делами. Мама показывает карточки называет их и выкладывает в ряд. Затем сама отвечает на вопросы. На 3-5 занятии обычно ребенок заинтересовывается процессом, и медленно включаются в него.

Не обязательно покупать дорогие наборы карточек Домана. В продаже достаточно дешевых и полезных карточек всех видов. Мне нравились «Умные карточки Росмен». Они используют фотографии животных вместо картинок, от этого становятся более реалистичными. Для начала показываем ребенку 2-5 карточек. Лучше начать с животных, они больше нравятся малышам. Это корова, она говорит Му, она пятнистая, а это кролик, он пушистый и прыгает вот так, можно попрыгать карточкой. Дети так быстрее запоминают материал, и он им кажется интереснее. Затем, выкладываем перед ребенком 2 карточки и просим показать корову. Постепенно количество карточек увеличиваем до 10-15, а вопросы усложняем. Кто живет в курятнике? Кто кушает сено? Кто говорит: «И-го-го»? Ребенок показывает пальчиком ответ на вопрос. Затем переходим к блоку найди лишнее. Выкладываем 3 животных фермы и 1 лесное, спрашиваем кто тут лишний?

Еще есть видео уроки по карточкам Домана про обезьянку читалку их можно найти в Яндексе, с системой применения глобального чтения. Методика обучения читать нам не подошла, а вот видео уроки были полезны для понимания речи.

У сына было около 15 разных наборов карточек. В том числе к двум годам он показывал все буквы и цифры, при этом в его словарном запасе оставалось одно активное слово-мама. Зато уже в 3 года, как только нам удалось снять паралич мышц во рту, сын начал читать первые сова и оттачивать произношение звуков и слов по средствам чтения.

При помощи методики карточек и наглядного материала можно ввести малышу такие понятия, как цвета, формы, природные явления, времена года, счет по цифрам и количеству. Об этом в следующих статьях.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.