Найти тему
Цаль Шварцбурд

"ПОКА У РУССКОГО ОБЕРНЕТСЯ РУБЛЬ ДВА РАЗА, У ЕВРЕЯ ОБЕРНЕТСЯ ОН ПЯТЬ РАЗ..."

С. Грибков. В лавке.
С. Грибков. В лавке.

Евреи - самые деятельные покупатели, особенно на мануфактурные русские товары, которые разносят по всему Западному краю, даже по Белоруссии и отправляют за границу.
Евреи - самые деятельные покупатели, особенно на мануфактурные русские товары, которые разносят по всему Западному краю, даже по Белоруссии и отправляют за границу.
Почти вся торговля иностранными товарами, привозимыми чрез сухопутную границу, производится евреями - как русскими подданными, так и австрийскими.
Броды, Бердичев и Дубно - главные двигатели этой торговли; через них украинские ярмарки имеют некоторую связь с Лейпцигскими ярмарками, особенно по мягкой рухляди.
***
На харьковскую ярмарку евреям дозволено приезжать только для для закупок, и только гильдейским купцам. Разумеется, это запрещение не может быть строго соблюдаемо, и, под именем купцов, купеческих приказчиков и слуг, евреи и на харьковских ярмарках являются во множестве, и не одни, а с товарами. Правило относительно евреев потому особенно трудно для исполнения, что сами русские купцы покровительствуют их торговле, давая им возможность продавать товары в русских лавках, за особым прилавком, под видом приказчиков.
***
На тех же ярмарках, где евреи пользуются свободным правом купли и продажи, они придают торговле какое-то особенное, лихорадочное оживление, бегают, суетятся, снуют, сопровождая каждое слово быстрыми телодвижениями; везде раздается их шибкий гортанный говор, везде, на каждом шагу, останавливают они посетителя с предложением товаров.
Евреев особенно много бывает на Ильинской ярмарке: как саранча, спускаются они на город, продавая товары из лавок и из лавочек, из шалашей, из-под навесов и из палаток, и оптом и враздробь, на столиках, и в разноску, и на дому у жителей.
Но наступает шабаш: евреи исчезают, и в городе мертвая тишина; торговля в русских рядах не прекращается, но производится медленнее, спокойнее и без шума.
***
Торговля евреев тем еще замечательна, что около каждого еврейского оптового купца толпится сотня мелких, бедных евреев, которые берут товар из оптовой лавки и продают его враздробь. Это оживление розничной торговли усиливает массу наличных денег на ярмарке; поэтому те ярмарки, на которых торгуют евреи, считаются денежными.
***
Евреи всегда поддерживают друг друга, имеют своих банкиров,
своих подрядчиков, своих извозчиков.
С великорусскими купцами они в больших ладах. Купцы не считают их слишком опасными для себя соперниками. В самом деле странно, что между русскими евреями мало основательных, как говорят купцы, фундаментальных торговцев, вероятно от излишней поспешности и алчности. Еврей нередко продает товар гораздо дешевле, чем купил: ему всегда нужны наличные деньги, оборотом которых он и надеется пополнить понесенный убыток.
Купцы говорят, что пока у русского обернется рубль два раза, у еврея обернется он пять раз.
Все это, однако же, не мешает великорусским купцам заселять города в тех губерниях, где евреи имеют свободное право жительства и торговли и брать в торговле постоянный перевес над еврейским племенем...
(
Аксаков И.С. Украинские ярмарки. 1858.)
***
Еврейское племя, скученное исключительно в Западном крае, в массе бедно, и потому вынуждено добывать средства к существованию, не останавливаясь ли пред чем.
Еврей - капиталист... Капитал его раздроблен между многими, действующими, впрочем, солидарно...
Мы сами были неоднократно свидетелями как еврей уплачивал за крестьян подати, получая по три коп. в неделю с рубля.
Мы были свидетелями, как рабочие на винокурне, не находящиеся в долгу у еврея, получали 7 руб. сер. в месяц, а должники - четыре рубля в месяц.
Рабочие, находящиеся на сплаве, получали:
- должники — по 11 руб. за период времени,
- а не-должники по 17 руб.
Таким образом процент простирается от 50 до 150% в год.
Водка, которую выпивает народ большею частью выпивается в долг и за нее несется все, что есть в хозяйстве и сдается по оценке еврея.
***
Точно в таком же положении, как крестьяне-землевладельцы, находятся так называемые огородники в местечках. Не имея кроме усадьбы земельного надела, они живут, от ремесел и еще более зависят от еврея. От него они покупают в кредит сырые предметы продовольствия.
Артельное начало у них точно также не развито. Встреченные нами редкие случаи артели заключаются в следующем:
еврей даёт в кредит кожи или овчины целому цеху;
цех распределяет внутри себя и отвечает за исправную уплату каждого.
Вот - единственные артели, какие нам попадались...
(
Чубинський Павло Платонович (1839 —1884), "Народные юридические обычаи по решениям волостных судов". 1872)